image

01:58
Художник пишет лики святых «по памяти»

 

 

 

Новосибирский живописец, проработавший много лет слесарем, рисует
картины по воспоминаниям, поскольку много лет не покидает стен своей
квартиры. Так был создан портрет актрисы Инны Чуриковой, который автор
считает одной из самых удачных работ.
 
  Многие картины известного за рубежом новосибирского художника и иконописца Геннадия Стрекаловского хранятся в частных коллекциях России, Канады, США. Они множество раз выставлялись на всероссийских и международных выставках. Художник рисует картины по воспоминаниям, поскольку много лет не покидает стен своей
квартиры.

1207817_f23aba22bc6037b5109685f9a157c04d (472x700, 52Kb)
 
Все картины художника созданы на этом диване.
 

К жизни вернули картины

 
Дверь открыла супруга Геннадия Стрекаловского, потому что сам художник с трудом передвигается. В комнате живописца — стол, диван и иконы кисти хозяина дома. Никаких современных гаджетов, ни телевизора, ни компьютера
— Геннадий Михайлович убеждён, что они отягощают и искажают жизнь современного человека.

«Никаких внешних впечатлений для работы мне не нужно, я пишу по памяти, — говорит художник. — Помните, «лицом к лицу лица не увидать…» — это очень верно. Самое важное — первое сиюминутное впечатление о человеке или пейзаже. По нему и пишу портреты или картины. Тогда, немного отойдя во времени от первого впечатления, можно понять суть твоего героя и написать доброе воспоминание. Хотя портреты я практически не пишу, вот только портрет Инны Чуриковой сделал и считаю его одной из самых удачных работ».

С прославленной актрисой Геннадий Михайлович встретился лишь однажды, много лет назад, когда отдыхал с женой на море. Тогда Стрекаловский ещё не знал, что спустя 25 лет начнёт писать и что именно картины вернут его к жизни.

Яблоки Победы

Он родился в 1933 году в Архангельске, в семье военного. Печорские пейзажи из детства навсегда запали в душу мальчика. К тому же обнаружилось, что у него феноменальная память — стоило ему один раз взглянуть на местность, он запоминал ландшафт и мог ходить по нему с закрытыми глазами. Потом именно этот дар позволит ему писать картины. Но наслаждаться северными красотами пришлось недолго — отца перевели в Томск, потом в Новосибирск. Здесь и пережили войну.
 

1207817_6c79c2dd0bb360f692ad7454ca0cc36a (640x425, 50Kb)
 
Иконостас своими руками.
 
«Самое сильное воспоминание жизни — это День Победы, — рассказывает Стрекаловский. — Отец работал на пароходе «Энгельс», и я любил после уроков бегать на пристань. И вот однажды прихожу — все суда гудят, а люди, стоящие на палубах, плачут. Я сначала перепугался, а потом понял: плачут от радости — Победа! Через несколько дней отец принёс два яблока, я в первый раз тогда их попробовал. Яблоки люблю — это для меня вкус Победы».
Он мечтал о том, чтобы стать таким же героем, как те, кто вернулся с войны. Пошёл в армию, служил в Амурской области, на границе с Китаем. Учения проводили в горах. Только успели поставить палатки, как услышали приближающийся страшный шум. Это неслась лавина, сметала всё на своем пути. Не все солдаты сориентировались, некоторые не успели отбежать на безопасное расстояние. Их и бросился спасать Геннадий. Но успел спасти лишь одного — самого накрыла стихия. Его потом откопали сослуживцы. Сначала подумали — умер, но выяснилось, что он отделался лёгким испугом, вернее, тяжелой контузией. Травма головы помешала поступить в институт, пришлось Стрекаловскому после армии работать слесарем.

«Я не жалею, — улыбается он, — нашёл друзей, встретил свою любовь. Если бы не эти люди, то я бы никогда не стал художником».

Геннадий Михайлович работал слесарем до 55 лет, до того момента, как его, по собственному выражению, «стукнул инфаркт». Очнулся в больнице. Врачи велели ему разрабатывать руку, заставлять себя ходить.

Друзья и жена носили ему газеты, чтобы от жизни не отставал. Однажды он прочёл статью художника, в которой автор утверждал, что для того чтобы продлить жизнь, необходимо научиться рисовать. Создавая картины, люди лучше понимают природу, забывают о невзгодах. Геннадий Михайлович решил попробовать свои силы в живописи. Но сначала рисовал только карандашом — он не знал, как работать с красками, как готовить доску для письма.
Друзья познакомили его с профессиональным художником, который научил Стрекаловского азам живописного искусства. Общение было недолгим — всего несколько дней, но полностью изменило жизнь Геннадия Михайловича.


1207817_45db6b9215a82d6d9f56c7c37ae94164 (448x700, 169Kb)
 
Фото работ Стрекаловского дается не всем - снимок получается только если художник дает свое согласие.
 
— Я как-то сразу понял, что буду писать иконы и духовные картины, потому что вера — самое главное в жизни. Пока мы молоды, стараемся больше заработать, приобрести хорошую квартиру, машину… Но не ощущаем себя счастливыми. Нам в голову не приходит, что духовное может быть важнее физического. Только после того как в жизни происходит что-то страшное, мы понимаем, что карьера, деньги — всё это ерунда. Жаль, что люди в России потеряли настоящие ориентиры.


Капризная живопись

Свою первую икону он создал на крошечном косом срезе кедровой ветки. Лик Владимирской Богоматери он писал долго, несколько месяцев. Сначала сделал множество карандашных набросков и только потом, когда понял, что добился нужной плавности линий, выразительности глаз, написал икону красками. И он сам не заметил, как произошло чудо: и рука, и ноги стали слушаться Он не выходит из дома вот уже более двадцати лет. Воссоздаёт пейзажи и иконописные образы по памяти — хорошо, что она у Геннадия Михайловича фотографическая. Самым важным в картинах считает глаза своих персонажей — он научился писать их так, что кажется, будто лик с иконы смотрит прямо вам в душу.


«На многих картинах у меня белые ночи — родные, архангельские. И пейзажи оттуда — очень скучаю по родине. Она мне снится до сих пор…


1207817_8405b9e1c4094560705260999ad39a66 (448x700, 188Kb)
 
В иконы, по признанию художника, он добавляет что-то свое - как сам видит.
 
— Иконы я пишу не так, как написано ранее, а добавляю немножко своего. Мне говорил Владыка Сергий, что каждому Бог дал разум, и каждый пишет так, как видит». У картин Стрекаловского интересная особенность — они капризны при съёмке. Если автор не разрешает их фотографировать или просто не в духе, картины получаются засвеченными — на фото лишь белые полотна. Мне повезло — автор был в хорошем настроении.


Недавно Геннадий Стрекаловский написал картину, которую называет своей последней работой.

«Нет, сюжеты не закончились, и рука все так же тянется к бумаге. Просто один глаз вдруг стал плохо видеть, и у меня словно отняли воздух — я не могу писать. Музыкант может быть слеп, а для художника зрение — это всё, это весь мир. Я теряю мой мир, потому что у меня очень маленькая пенсия — я не могу позволить себе оплатить операцию»


К сожалению, это не могут сделать и родственники. Он вздыхает: может, люди протянут руку помощи? Телефон художника 356-38-58

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 274 | Добавил: КОТктейль | Теги: Зов о помощи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar