Трушис Витолис. Альгимантас-Витолис Феликсович Трушис. /Algimantas Vitolis Trušys/ родился в Литве, городе Каунас 16.09.1936 г. Художник-монументалист. Педагог. Трушис за свои монументальные работы в городе Шяуляй является почётным гражданином этого города.
Родился Витолис в семье землемера, в детстве учился в школе Пушалотаса, позже в Гарляве. Окончил в 1961г. Художественную академию города Вильнюс. После её окончания жил и работал в гор. Шяуляй. Основал кафедру рисунка, где был заведующим этой кафедры.
Увлекается поэзией, была издана его книга "За горизонтом" („Už horizonto“), , которую он сам и иллюстрировал своими ранними работами за 1974-1975 г.г. .
Оформлял интерьеры и экстерьеры, первые мозаики созданы в в 1963—1966г.г. техника сграффито. Панно Витолиса Трушиса по сей день украшают школы, кафе, дома культуры, медицинские заведения и другие здания.
Выполнено несколько крупных фресок на различные темы (1969-1970 г.г.) - "Богиня наук и искусства", "Танец" и др.
Наиболее значительные его работы по мотивам мифологии Литвы, выполненные из гранитной мозаики на четырёх стенах вестибюля филологического отделения Вильнюсского Университета в 1974—1978. Награждён Республиканской премией за эту работу, а также за фрески «Охота на зубра» в клубе Шяуляйского мясокомбината (1974), «Труд и борьба» в Вербунском доме культуры (1975—1976), «Детство» в шяуляйском детдоме (1977) награждён Республиканской премией. Витолис Трушис автор многих мозаичных портретов знаменитых и выдающихся людей Литвы. Кроме монументального искусства и мозаичных портретов художник также увлекается станковой живописью и акварелью.
Свой творческий путь художник начал в то время, как и все поколение так называемых "тихих модернистов" - V. Antanavičius, V.Kisarauskas, V. Šerys, K. Zimbytė, Š. Šimulynas, L. Katinas и другие. Ещё в 70-е годы они создают свои первые литовские модернистские полуабстрактные или абстрактные полотна или коллажи. В своей смелости и новаторстве ранние работы Трушиса не уступают творчеству "тихих модернистов", а зачастую являются источником их вдохновения.
Примерно в 1980 годы стилистика Витолиса Трушиса радикально меняется, переходя в гиперреализм, имеющий отзвук метафизической живописи. Гиперреализм никогда не был популярен среди художников Литвы, единственный и самый яркий поклонник считается Альгимантас Швягжда, но гиперреалистичные работы Трушиса, его излюбленные мотивы сильно отличаются от творчества Швягжды, это не запечатлённые объекты (натюрморты), а литовские родные пейзажи, со своим колоритом, атмосферой, освещением и рельефом. Это словно взгляд через небольшое окноизбы на природу Литвы. В чём и заключается актуальность работ и восхищение подобным искусством.
МОЗАИКА ВИТОЛИСА ТРУШИСА
"Автопортрет"
Мозаика "Древо жизни" на стене вестибюля республиканской больницы города Шяуляй.
Фрагмент
Мозаика - портреты врачей в республиканской больнице гор. Шяуляй
Васайтис
Вайшвила
Книзикявичюс
Ванагас
Гринкявичюс
Мозаика портрета литовского учёного и педагога Стасиса Шалкаускаса
ДРУГИЕ МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
Фреска в Вильнюсском Университете /филологический факультет/
Вейопатис /Бог ветров/
Габия /Богиня огня/
Жямина /Богиня земли/
Мядейна /Богиня лесов/
Пиколис /Бог преисподней/
Фреска на стенах Вильнюсского Университета филологического факультета
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ХУДОЖНИКА /Акварель, пастель, масло/
Витолис Трушис Автопортрет "У окна"
Плакат из галереи "Кунсткамера" выставки художника "Сумеречный свет" 2014 г.