image

14:37
Художник Феликс Михал Выгживальский

С радостью знакомлю вас с новым именем, открытым для себя в польской живописи, хотя признаюсь, несколько картин художника уже были представлены в моих тематических подборках. Причины забвения этого художника мне непонятны. Огромное количество его картин представлено на аукционных сайтах, но, в основном, многие работы художника находятся в частных коллекциях в Польше и за рубежом. В последние годы популярность Феликса Михала Выгживальского возрождается, чему свидетельство статьи о художнике на польских сайтах. По мнению многих коллекционеров, художник - один из лучших европейских маринистов и ориенталистов, и еще недооцененный мастер пастели. Меня же привлек художник именно своими автопортретами. Во-первых, их более десятка, а во-вторых, и картин художника не надо представлять, его автопортреты ярко представляют любимые темы Выгживальского – морские пейзажи и восточную тематику. Так что, знакомьтесь!

Феликс Михал Выгживальский
Feliks Michał Wygrzywalski


20 ноября 1875, Перемышль - 5 сентября 1944, Жешув



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Self-portrait with a Palette by the Sea and a Port. National Museum in Warsaw

Польский живописец, маринист и ориенталист, графический дизайнер, декоратор, иллюстратор и театральный сценограф.
Будущий художник родился в польском пограничном городе Пшемысле (по-русски - Перемышле), расположенном на реке Сан, в 12 км от границы с Украиной. Поскольку исторически город принадлежал не только Польше, но и входил в Австро-Венгрию, как часть Галиции, в 1939-1944 годах, после присоединения Западной Украины к СССР, был украинским городом, и лишь в 1945 году был возвращён СССР в состав Польши, в части источников о Выгживальском его называют и украинским художником, учитывая тот факт, что он много лет прожил во Львове.
Еще учась в гимназии во Львове, Феликс заявил о своем художественном таланте, он не только мастерски рисовал, но и умел написать картину по памяти, чем впечатлял друзей и педагогов.




Мюнхен

Поэтому после окончания гимназии юноша был удостоен стипендии Фонда им. Малиновского, что давало ему право поехать учиться живописи. В 1893 году Феликс отправился в Мюнхен и поступил в Академии художеств, где учился у Людвига фон Хертериха (Ludwig von Herterich, 13 октября 1856 - 25 декабря 1932) и Карла фон Марра (Carl von Marr, 14 февраля 1858 - 10 июля 1936).
Людвиг фон Хертерих был портретистом и историческим живописцем. Он родился в семье скульптора и художника-реставратора Франца Хертериха, его младший брат Иоганн Каспар был тоже художником. Людвиг преподавал в Школе искусств в Штутгарте, а с 1898 года в качестве профессора – в Академии изящных искусств Мюнхена. За заслуги в искусстве художник в 1908 году был награжден орденом Максимилиана и сделан пожизненным пэром.
Его коллега и почти ровесник - Карл фон Марр, родился в Америке в семье гравера Джона Марра. Карл учился в Веймаре, Берлине и Мюнхене, активно выставлялся на мюнхенских выставках, получив в 1890 и 1892 годах золотые медали. В 1893 году Марра пригласили преподавать в Мюнхенскую академию художеств, а в 1919-1923 годах художник был ее директором. Интересная деталь, фон Марр был отчимом немецкого авиаконструктора и производителя самолётов-истребителей Вильгельма Эмиля Мессершмитта, женившись на его матери после смерти мужа.

Вернемся к Феликсу. Юноша с упоением изучал историю искусств, рисунок и живопись, делая уверенные успехи в учебе. Его академическая работа «Моисей на горе Синай» была отмечена не только наградой, но и хвалебными отзывами немецких критиков. Окончив в 1898 году Академию, Выгживальский по совету своих педагогов отправился во Францию, где продолжил обучение в Академии Жюлиана в Париже.

Рим

Еще во время учебы в Мюнхене Феликс совершил путешествие в Италию и остался в восторге от страны. Поэтому после окончания учебы в Париже художник в 1900 году решил переехать в Рим. Очарованный итальянским климатом, природой и многовековым искусством, Феликс прожил в Италии почти восемь лет. В Риме он женился на итальянке Розе Имасса (Różę Imassa) и вдохновенно стал работать. Первоначально Феликс копировал произведения Караваджо, Рафаэля, Гверчино, Тициана и Веласкеса, но постепенно стал писать самостоятельные работы – пейзажи и ню.
Объектом его конкретного увлечения стало море, которое в разных вариациях появляется на многих его картинах, как в качестве фона для мифологических и жанровых сцен, так и в виде самостоятельных пейзажей-марин. Художник предпочитал писать Неаполитанский залив и, особенно, остров Капри. Плененный теплым морем в ярких переливах света, он, как только это было возможно, спешил с мольбертом на пленэр.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Autoportret w plenerze (Автопортрет на пленэре).



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Autoportret w plenerze, detail (Автопортрет на пленэре, деталь).

Забегая вперед, скажу, что море оставалось большой страстью Феликса всю жизнь: он писал Тирренское и Средиземное, Балтийское и Адриатическое, Красное и Черное моря. Как пишут историки, художник «был очарован мерцанием воды, игрой отражений света на пенистых волнах, необъятностью морского пространства и выразительностью на фоне воды или песка обнаженных человеческих фигур, использованных в качестве стаффажа.
Стаффаж (от немецкого слова staffieren - украшать картины фигурами) – так называются в пейзажной живописи небольшие фигуры людей или животных, которые изображены для оживления вида и имеют второстепенное значение.

Впрочем, Выгживальский помимо творчества вел активную общественную жизнь, регулярно выставлялся и не терял связи ни с родиной, ни с Германией. С 1901 года он регулярно представлял свои работы на выставках Общества поощрения художников в Кракове. Стал сотрудничать в качестве иллюстратора сразу с несколькими изданиями: польским еженедельником «Странник», российским журналом «Стрекоза» и немецкими газетами «Illustrierte Zeitung» и «Deutsche Verlags-Anstalt».
Очень быстро Феликс стал душой колонии польских художников, живущих в Риме. Среди друзей семьи Выгживальских были немецкий художник, график и скульптор Макс Клингер (Max Klinger, 18 февраля 1857 - 4 июля 1920), русский живописец-академист польского происхождения Генрих Ипполитович Семирадский (Henryk Hektor Siemiradzki, 12 (24) октября 1843 - 23 августа 1902), польские поэты, драматурги и переводчики Ян Каспрович (Jan Kasprowicz, 12 декабря 1860 - 1 августа 1926) и Леопольд Стафф (Leopold Staff, 14 ноября 1878 - 31 мая 1957).

После начала революции 1905 года палитра и темы работ художника изменились. Наряду с морскими пейзажами и счастливыми итальянками стали появляться картины на социальные темы. Среди известных работ – «1905 год» (Rok 1905), «Забастовка» (Strajk), «Ночной сторож» (Strażniku nocy , кстати, картина была продана на аукционе в 2000 году за 41 тысячу долларов), «Кровавые голоса» (Krwawe głoski). А выставленный в Национальной галерее современного искусства (Galerie Nazionale d’Arte Moderna) в Риме триптих «Освобождение» (Wyzwolenie) просто произвел фурор, о художнике и его картине появились статьи не только в итальянской прессе, но и в польской, русской и немецкой. Авторы статей отмечали технику художника, исключительный талант в создании композиции и характеров фигур, подчеркнули влияние «итальянской школы» и точную игру светотени. Но, возможно, Феликсу не надо было такое пристальное внимание прессы и то, что его «записали» в авангард "социалистов", поэтому, скорей всего, от этой шумихи художник и сбежал из итальянской столицы.

Восток

В 1906 году, как пишут историки, «в поисках новых тем и цветовой палитры» художник с семьей отправился в Египет, посетив также Ливийскую пустыню. В этой поездке и возникла многолетняя любовь Феликса к восточной теме. И хоть путешествовал он всего около двух лет, потом неоднократно возвращался к теме Востока, отчего его по праву называют одним из немногочисленных польских ориенталистов.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Autoportret w Haremie.

Неизвестно, в каком году была написана представленная картина, но спустя почти двадцать лет после поездки на Восток, художник вернулся к композиции этой картины, написав себя уже пожилым человеком в окружении не одалисок гарема, а Муз, которые, впрочем, даже лицами похожи на красивых восточных наложниц.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Autoportret z muzami. 1925 г.

Эмоциональный и восторженный по натуре Феликс был в очередной раз поражен - теперь экзотикой Востока. Сцены в гареме и на египетских улочках, городские виды Каира и пустынные пейзажи с караванами, продавцы ковров и восточные красавицы, молящиеся арабы и кочующие бедуины стали появляться в его работах.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Autoportret w stroju arabskim (Автопортрет в арабском костюме).

Исследователи творчества Выгживальского считают годы, проведенные в Египте, самым плодотворным периодом его творчества. Причем, например, красочные сцены с соблазнительными женщинами в гареме пользовались большим успехом.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Obrońca islamu (Autoportret) 1931 г.

Отмечу также, что на многих автопортретах, написанных уже после поездки на Восток, художник продолжал изображать себя в восточных нарядах и интерьерах.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Autoportret w stroju wschodnim (Автопортрет в восточном костюме).



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Autoportret ze sznurem pereł (Автопортрет с ниткой жемчуга).

Львов

Биографии художника умалчивают, откуда он в 1907 году узнал о предстоящем конкурсе на выполнение крупного заказа Львовской торгово-промышленной палаты, но, может быть и из-за этого, Феликс решил в том же году вернуться с семьей в свой родной город. То, что Выгживальский прожил во Львове почти сорок лет, включая тот период, когда город был включен в 1939 году в состав советской Украины, дает, наверное, право некоторым искусствоведам называть художника украинским живописцем. Хотя, истины ради, стоит заметить, что все художники, жившие, творившие и умершие во Львове до конца 1930-х годов, все-таки, считаются представителями польского изобразительного искусства.

Итак, в 1908 году он основательно обосновался во Львове, годом ранее получив заказ на внутреннюю отделку здания Торгово-промышленной палаты. Аллегорические декоративные настенные панно, картины и витражи для Палаты художник выполнял с 1907 по 1910 год. Жить и кормить семью в качестве «свободного художника» у Феликса, видимо не получалось. Поэтому он пошел на службу. В 1909-1914 годах Выгживальский работал в качестве инспектора сцены Львовского городского театра, кроме этого, он, конечно же, создавал эскизы театральных костюмов и декорации, выполнив сценографию для театральных представлений по мотивам «Пер Гюнта», пьес «Иридиона» (Irydiona) и «Ноябрьские ночи» (Nocy Listopadowej).
А еще художник сотрудничал с львовским «Иллюстрированным еженедельником», занимался книжной иллюстрацией и графикой. По-прежнему, Феликс много писал станковой живописи, но натурализм и социальная направленность его некоторых ранних работ сменились реалистичными итальянскими и украинскими пейзажами. В начале 1910-х годов художник с семьей еще несколько раз ездил в Италию. Часто возвращался Выгживальский и к восточным темам, которые пользовались спросом у покупателей. Историки пишут, что в творчестве он оставался «консерватором», в том смысле, что никакие авангардные направления живописи, возникшие в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, не повлияли на манеру и стиль Выгживальского.
Стоит отметить, что картины художника стали одними из первых приобретений будущего фонда Львовской картинной галереи, официально открытой в 1907 году. Даже на сайте этого крупнейшего художественного музея Украины указано, что «первыми приобретёнными полотнами стали несколько работ Яна Матейко, «Смерть Ацерна» и «Скупой» В. Леопольского и «Забастовка» Ф. Выгживальского».

С началом Первой мировой войны и последовавших за ней революционных событий художник с семьей уехал из Львова, чтобы переждать бурное военно-революционное лихолетье. Есть сведения, что Феликс переехал жить в Ростов-на-Дону (для Львова тогда это была заграница!), где работал в местном университете профессором рисования.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Czerkies. Autoportret artysty (Черкес. Автопортрет художника). 1916 г.

Отмечают, что художник категорически не принял Советскую власть, у него были даже столкновения с большевиками, но, тем не менее, живым и невредимым он вернулся в 1918 году (по некоторым источникам только в 1925 году!) в еще польский Львов. Искусствоведы пишут, что спасли Феликса врожденное чувство юмора и беззаботное кредо жизни, взятое из идей Анатоля Франса: «единственная умная вещь – это делать свою жизнь более приятной и радостной».

Последние годы

Информация о жизни художника в 1920-30-х годах очень скудна. Известно, что он открыл во Львове Салон искусств «Выставка искусств» (название почему-то во всех польских источниках немецкое – «Kunstaustellung»), который был расположен на улице Академической, дом 23. В этой своеобразной галерее вместе со своими работами Выгживальский выставлял и продавал картины местных художников, помогая таким образом зарабатывать им на жизнь.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Sternik (Рулевой). Autoportret I.



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Za sterem "Mariety". Sternik (За рулем "Мариета". Рулевой). Autoportret II.

В 1928 году Феликс выполнил крупный заказ для строящегося санатория «Львиград» (Lwigród) в курортном городке Крыница-Здруй, который находится на склоне горы Ясенник. Название санатория (сейчас это дом отдыха) имеет прямое отношение к Львову, поскольку его строительство, начатое в 1928 году, финансировалось из бюджета министерства финансов именно Львова. Для санатория художник выполнил серию из четырнадцати картин, посвященных истории танца (эту серию я обязательно вам представлю отдельной галереей).
Художник старался активно участвовать во всех проводившихся выставках, большие персональные выставки его работ прошли в Обществе друзей изящных искусств во Львове в 1932 году и в Кракове в 1935 году.

В 1939 году Львов вошел в состав Украины, а через год началась Великая Отечественная война. Все годы немецкой оккупации Выгживальский провел во Львове, но об этом периоде жизни художника ничего не известно.
23 июля 1944 года началась военная операция по освобождению Красной Армией Львова, которая проходила на фоне начавшегося общепольского восстания под кодовым названием Акция «Буря». Львовской частью восстания командовал генерал Армии Крайовой Владислав Филипковский, пытавшийся утвердить в городе польскую власть и получить выгодные позиции на последующих послевоенных переговорах о границах Польши и Украины. Но 27 июля 1944 года во Львов вошли советские войска.
С самого начала боевых действий Выгживальский вместе с семьей в срочном порядке эвакуировался на запад, бросив все свое имущество и картины во Львове. Художник практически бежал из родного города, лишь бы не встретиться с наступающей Красной Армией. Уезжал Феликс в спешке на телеге, которая в пути перевернулась, и почти 70-летний художник получил серьезные травмы. По мнению родственников и друзей Феликса эта авария и стала причиной его скорой смерти. Добравшись до польского города Жешув, семья Выгживальских остановилась в доме № 6 на Грюнвальдской улице. В этом доме художник прожил последний месяц своей жизни, продолжая в меру сил писать картины.



Photo of Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944)

5 сентября Феликс Михал Выгживальский скончался от кровоизлияния в мозг.
Похоронили художника через два дня на кладбище Жешув-Побитно в присутствии ксенза приходской церкви Жешува Кароля Ендыка. Удивительный факт, но в конце 1970-х-начале 1980-х годов на месте могилы художника и нескольких прилегающих могил кто-то сделал новые захоронения, поэтому могилы Выгживальского ныне не существует.

Эпилог

Остается добавить, что о судьбе жены художника – итальянки Розы, ничего не известно, а сын Выгживальского, Феликс Казимир (Feliks Kazimierz Samossa Wygrzywalski 1903-1966) стал тоже художником.
Родился Феликс Казимир в 1903 году в Риме. В 1923-1928 годах он учился в краковской Академии художеств под руководством одного из крупнейших деятелей движения «Молодая Польша» Юзефа Мехоффера (Józef Mehoffer, 19 марта 1869 - 8 июля 1946) и Владислава Яроцкого (Władysław Jarocki, 6 июня 1879 - 7 февраля 1965). После окончания Академии юноша по примеру своего отца уехал в Италию, где прожил несколько лет. Беда Выгживальского-младшего в том, что он в своем творчестве старался подражать отцу, писал, как и он, восточные сцены и прибрежные пляжи, причем, многие работы похожи на картины Выгживальского-старшего, писал он также цветочные натюрморты и портреты.
Отмечу, что на Феликса Казимира повлияли, в отличие от отца, авангардные направления живописи первой половины ХХ века. Художник принимал участие в выставках Общества любителей изобразительных искусств во Львове и Кракове, в выставке Обществе поощрения художеств в Варшаве в 1929 году экспонировались одиннадцать его работ. Среди других выставок можно назвать коллективные выставки "Изобразительное искусство" в Обществе друзей изящных искусств в 1931 году и в городе Сосновец в 1932 году. В 1950 году Выгживальский-младший стал членом Ассоциации польских художников и дизайнеров.

После окончания второй мировой войны имя Феликса Михала Выгживальского было практически забыто во Львове, да и в Польше редко упоминалось. Получилась ситуация, как в известной пугачевской песне: «Ты покинул берег свой родной, а к другому - так и не пристал…».



Feliks Michał Wygrzywalski (Polish, 1875-1944) Arabski medrec. Autoportret (?) (Арабский мудрец. Автопортрет (?)).

В конце ХХ века, благодаря антикварным рынкам и аукционам возобновился интерес к творчеству художника.
Его картины включили в Польше в цикл выставок «Польские художники моря» (Polscy artyści o morzu), а летом 2012 года (30 июня - 16 сентября) в художественном музее города Лодзь была проведена персональная ретроспектива «Между Капри и Львовом – художественные путешествия Феликса Михала Выгживальского). Скорей всего, проводились и другие выставки с участием картин Выгживальского, но информации об этом в Сети не встретил.



Афиша выставки в Лодзи с автопортретом художника (отдельного изображения картины не нашел).

Буду надеяться, что и этот материал станет моим скромным вкладом в возвращение имени плодотворного и талантливого живописца, который успешно писал жанровые композиции и религиозные произведения, портреты ню и автопортреты, морские пейзажи и ландшафты Италии и Украины, создавал эскизы для витражей, занимался дизайном интерьеров и настенной живописью. Он писал на заказ и для собственного удовольствия, творил с радостью и жил с девизом Анатоля Франса, и многим еще предстоит открыть для себя по-настоящему творчество этого живописца.
 

Благодарю за знакомство с новым для меня именем в искусстве моему давнему интернетовскому другу Анатолию.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 1585 | Добавил: КОТктейль | Теги: Польский художник Выгживальский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar