image

14:56
Народные костюмы /Литва/

Пользуясь случаем, хочу сегодня поделиться титанической работой, проделанной  моим давним и хорошим знакомым, другом по интернету, энтузиастом живописи, театра - коллекционера автопортретов художников и вообще замечательного человека - Анатолия Парашутова, который проделал кропотливый титанический труд в поборе открыток различных народных костюмов. С разрешения Анатолия начну, наверное с Литвы, это ближе для меня и понятней. Итак:

 

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 17 - ЛИТВА. НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ В РИСУНКАХ ВИТАУТАСА ПАЛАЙМЫ)

 

Четверг, 22 Мая 2014 г. 10:10 + в цитатник
Продолжая тему народного костюма, решил сегодня поговорить о Литве. Поводом послужила случайная находка набора открыток, выпущенного «Государственным издательством политической и научной литературы Литовской ССР» в 1960 году. Огромную работу проделали собиратели материала – этнографы, археологи и фольклористы Вера Павловна Дьяконова и Борис Николаевич Путилов. Аннотации к костюмам написал известный литовский языковед Юозас Бальчиконис, ну, а сами эскизы костюмов, представляющие пять регионов Литвы, создал известный литовский художник и сценограф Витаутас Палайма. Со знакомства с ним и начнем!

Витаутас Казиевич Палайма
Vytautas Kazio Palaima


8 (21) августа 1911 - 1976



Витаутас Палайма

Литовский художник, сценограф, педагог, народный художник Литовской ССР (1954).
Родился в Петербурге, в возрасте 8 лет переехал с родителями в Литву и поселился в городке Купишкис (лит. Kupiškis) Паневежского уезда, на северо-востоке страны. Там окончил начальную школу и гимназию. В 1926-1931 годах учился в художественной школе в Каунасе, где его педагогами были Петрас Калпокас (Petras Kalpokas, 1880-1945), в чьих картинах сочетаются символизм и ар-нуво, и театральный художник В. Диджиокас. Посещал Юозас также частную художественную студию Мстислава Добужинского (1875-1957).
С 1931 года Палайма работал художником в театрах Шяуляйя, Клайпеды, Каунаса. С 1944 года – главный художник Театра драмы Литовской ССР (Вильнюс). Следуя реалистическим традициям, художник тонко передавал исторический и национальный колорит, стиль драматургических произведений. Оформил спектакли: "Усадьба Жалдокаса" Бориса Даугуветиса (1948), "Поют петухи" Балтушиса (1948), "Земля-кормилица" по Цвмрке (1952), "Таня" Арбузова (1940), "Бронепоезд 14-69" (1941), "Русские люди" (1945), "Враги" (1946), "Кремлевские куранты" (1947), "Лес" (1948) и др. В Государственном театре оперы и балета Литовской ССР оформил "Лебединое озеро" Чайковского (1948), "Красный мак" Глиэра (1949), "Даля" Дварионаса (1959), "Цыганский барон" Штрауса (1962) и др. С 1944 года Палайма преподавал в Художественном институте прикладного и декоративного искусства (Вильнюс), выпустив целую плеяду известных литовских сценографов. Художник является автором эталона красно-бело-зеленого флага Литовской ССР (1953). Впрочем, творчество художника не ограничивалось работами в театре, Палайма писал портреты, пейзажи, натюрморты, создавал книжные иллюстрации, плакаты и открытки.

Чтобы понятно было, костюмы каких регионов представлены в коллекции открыток, помещаю этнографическую карту Литвы, разделенную на пять районов, которые не все соответствуют территориально-административному делению страны на регионы.

Аукшайтия

Vytautas Palaima (1911-1976) Aukštaičiai-vilniečiai tautiniais drabužiais (Аукштайтийско-вильнюсский национальный костюм).

Аукштайтия (от лит. aukštas — «высокий», лит. Aukštaitija) – этнографическая область на северо-востоке современной Литвы. Название дословно переводится как «верхняя земля».



Vytautas Palaima (1911-1976) Aukštaičiaų moterų tautiniai drabužiai (Женские народные костюмы в Аукштайтии). 1960 г.
Vytautas Palaima (1911-1976) Aukštaičiaų moterų tautiniai drabužiai (Женские народные костюмы в Аукштайтии). 1960 г.

Праздничные женские народные костюмы в Аукшайтии скромны, гармоничны и светлы. Здесь более, чем в других областях Литвы, в костюмах преобладает белый цвет.
Кофта сшита из белого льняного полотна. Узорчатый рисунок, вытканный браным способом («ринктинис»), украшает только нижний край рукавов. Таким же образом, но более скромно, украшены плечи кофты.
Юбка сделана из клетчатой ткани с тем же браным узором «ринктинис», расположенным поперечными полосами. Внизу рисунок двойной, такой более широкой полосой юбка гармонично заканчивается. Юбка шьется широкая и в сборку.
Безрукавка, которая называется «кикликас», сшита из ткани с мелким узором. Она короткая – до талии, спереди украшена остроконечными фалдами. Края безрукавки обшиты тканой узорчатой ленточкой. Безрукавку зашнуровывают «крученкой» или тонкой плетенкой из ниток.
Передник сшит из белого льняного полотна, вытканного в технике полотняного переплетения, с редкими поперечными полосками естественного цвета льна, чередующимися с мелким рисунком части узора. Рисунок этот называется «димай». Низ передника заткан широким цветным узором, в основном красного цвета, и заканчивается белой бахромой.
Головной убор сделан из широкой узорчатой ленты, вытканной браным способом «ринктинис», которая с обоих краев переплетена плетенкой из цветных ниток. К нижнему краю широкой ленты прикреплена узкая тканая узорчатая ленточка, а верхний край украшен бахромой из цветных ниток. Сзади концы ленты перекрещиваются и свободно висят. В том месте, где лента перекрещивается, прикрепляют две ленты – одну узорчатую, вытканную браным способом, а другую гладкую цветную. Еще могут добавлять четыре узкие цветные ленты. Женщины носят также светлый платок со скромным узором «димай», который заканчивается бахромой.

Вильнюсский район

Вильнюс (лит. Vilnius, до 1918 - Вильна, в 1919-1939 годах - Вильно) — столица Литвы, административный центр Вильнюсского уезда. Расположен на крайнем юго-востоке Литвы, при впадении реки Вильни в реку Вилия, вблизи границы с Белоруссией. Впервые упоминается в 1323 году как столица великого князя литовского Гедимина. На протяжении веков главный город Великого княжества Литовского, а с 1569 года и Речи Посполитой. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году вошёл в состав Российской империи, где до 1918 года именовался Вильна. С 1920 по 1939 год под названием Вильно входил в состав Польши. С 1939 года был столицей Литовской Республики, а 3 августа 1940 года – Литовской ССР под названием Вильнюс.

Женские праздничные народные костюмы Вильнюсского района очень нарядны и отличаются светлым красочным и сложным орнаментом.
Кофта сшита из тонкого белого полотна. Рукава ниже локтя украшены сложным узором, вытканным браным способом «ринктинис». Воротник, обшлага и грудь обвязаны воздушными кружевами.
Юбка сделана из клетчатой ткани с выделяющимися поперечными полосами. Эти полосы оживляются более мелкими полосками, мотивы которых органически включены в клеточки ткани. Юбка шьется в мелкую складку или в сборку.
Безрукавка «киктикас» сшита из клетчатой ткани. Между клеточками выткан браный узор со звездчатыми мотивами - «катпеделес». Покрой безрукавки своеобразен: у шеи сделан широкий вырез, перед глубоко вырезан в виде треугольника, куда вставлена грудка (манишка) из одноцветного гладкого материала. Поперек груди идут четыре полоски, посредством которых безрукавка застегивается на пуговицы.
Передник сделан из ткани с поперечными полосами, с двухцветным браным узором «ринктинис». Нижняя часть передника заканчивается полосой с более широким узором.
Головной убор – платок с надбровником, который называется «пабрювелис». Надбровник, который называют еще «венчик», сделан из узкой тканой узорчатой ленты, к которой пришиты три ряда треугольников из материи и более широкая одноцветная тканая полоска. Треугольники обвязаны крючком. Сзади к «венчику» прикрепляют две широкие тканые узорчатые ленты. К надбровнику еще пришивают белый платок, украшенный браным узором. Платок светлый с браным узором, заканчивается он бахромой.

Дзукия



Vytautas Palaima (1911-1976) Dzūkės tautiniais drabužiais (Национальный костюм Дзукии).

Дзукия или Дайнава (лит. Dzūkija, Dainava) – исторический регион на юге и юго-востоке Литвы в среднем течении реки Неман. Назван в XIX веке от особенности произношения местных жителей -дзуканья.

Народные костюмы литовок в Дзукии отличаются светлыми краскам, пестротой узоров и своеобразным силуэтом.
Кофта сшита из тонкого белого полотна, у воротника она собрана в сборку. Сам воротник с закругленными углами обвязан крючком белыми нитками.
Юбка сделана из клетчатой ткани с выделяющимися поперечными полосами и вытканными браным способом «ринктинис» звездочками, которые вносят в ткань разнообразие. Она сшита в сборку.
Безрукавка «кикликас» сделана из простой ткани с мелкими поперечными полосками. Фон ткани соткан в технике полотняного переплетения, а полоски вытканы в технике саржевого или атласного переплетения. Между полосками выткан мелкий узор «димай». Безрукавка делается спереди с большим отворотом или круглым вырезом у шеи, она застегивается сбоку на пуговицы или застежки. От пояса у талии надставлены фалды с закругленными углами, края безрукавки обшиты тканой узорчатой ленточкой.
Передник декоративный, сшит из ткани с цветными поперечными полосами, которые состоят из более мелких цветных полосок, белых узоров «димай» и крупных узоров «катпеделес», которые в разных полосах затканы нитками разных цветов.
Талия подпоясана узорчатым («кайшитинис») поясом, вытканным браным способом «ринктинис». Фон пояса выткан из белых льняных ниток, а узор – из цветных шерстяных ниток.
Головной убор - плетеная стека – шапочка («кикас»), которую пришивают к ободку из узорчатой тканой («ринктинис») ленты, вытканной браным способом («кайшитинис»). Верхний край ленты украшен заложенной в складочки шелковой материей со специально выдернутыми нитями или обвязывается крючком цветными нитками. Сзади прикрепляют две узорчатые ленты, вытканные также браным способом («кайшитинис»). Дополняет головной убор светлый платок из льняного полотна с цветным браным узором («ринктинис») и светло-зелеными поперечными полосами.

Жемайтия

Жемайтия (от лит. žemas - «низкий», «нижний», лит. Žemaitija) - этнографический регион на северо-западе современной Литвы. Исторически так называлась страна между низовьями рек Немана и Виндавы (современная Вента). Здесь обитало литовское племя жемайты. С самого начала Жемайтия имела князя, в основном вассала великого князя литовского. В 1795 Жемайтия вошла в состав Литовской губернии, в 1801 году – в состав Виленской, потом – Ковенской.

 

Vytautas Palaima (1911-1976) Žemaičių moterų tautiniai drabužiai (Женские народные костюмы в Жемайтии). 1960 г.
.

Женским народным костюмам в Жемайтии свойственна своеобразная декоративность и яркая красочность. Узоры ткани, из которой они сшиты, просты, с четким ритмом.
Кофта сшита из тонкого льняного полотна. Узор делается для украшения только на концах рукавов и крае воротничка. Орнамент несложный, с геометрическими мотивами, в которых чередуются узкие и широкие полоски. Обшлага, грудь, воротничок, плечи украшены складочками из материи или обшиты по краям.
Юбка шьется из клетчатой ткани с выделяющимися продольными полосами. Полосы неширокие, резко контрастных цветов. Ширина юбки 3,5-4 метра. Юбка делается в сборку или в складку и пришивается к поясу.
Безрукавка «кикликас» сшита из материи с мелким узором «димай». Узор расположен вертикально, цветные полоски отчетливо видны в горизонтальном направлении. Силуэт безрукавки с укороченной талией. Она отрезная у талии, с надставкой длиной 8-15 см, заложенной в мелкие складки глубиной 3-4 см. Безрукавка застегивается на крючки или на пуговицы, сделанные из цветных ниток.
Передник белый с продольными полосами, внизу он заканчивается бахромой.
Головной убор сделан из узорчатой ленты, вытканной браным способом «ринтинис», заложенной в складочки и пришитой к картонному ободку. Верхний край ленты украшен бахромой из цветных ниток, а к нижней части головного убора пришивают узорчатую полоску «ранге», сплетенную из трех различных тканых ленточек. Концы этих ленточек свободно висят позади, между ними прикрепляют более широкие тканые узорчатые ленты. На плечи набрасывают большой клетчатый платок, на концах которого бахрома.

Занавики
Vytautas Palaima (1911-1976) Zanavykės tautiniais drabužiais (Национальный костюм занавиков).

Сувалкия (лит. Suvalkija) - самый маленький из пяти культурных регионов Литвы. Его неофициальной столицей является город Мариямполе (Marijampolė). Регион расположен к югу от реки Неман. Древним населением этих мест были балтские племена судувов, поэтому этот регион еще называют Судува (лит. Sūduva). Сувалкия никогда не была отдельной политической единицей, и даже сегодня она не имеет официального статуса в административном делении Литвы. Тем не менее, она остается одним из исторических центров литовской народной культуры.
Сувалкия делится на две области, где проживают народности занавиков и капсов. Занавикаи занимают северную Сувалкию.
Занавикаи или занавики (лит. zanavykai) – народность, живущая недалеко от реки Новы, притока реки Шешупе. Название народности произошло от названия реки Нова (по-польски звучит Нава). Занавикаи - люди, которые жили за рекой (за Навой). Говор этих мест самый близкий к общелитовскому языку. Столицей занавиков считается город Шакяй (Šakiai), расположенный в Мариямпольском уезде, в 65 км западнее Каунаса. Шакяй впервые упоминается в 1599 году. В результате раздела Речи Посполитой город оказался в составе Российской империи. После 1919 года город вошёл в состав Литовской республики, а в 1940 году - в состав СССР.

Vytautas Palaima (1911-1976) Zanavykių tautiniai drabužiai (Народные костюмы занавичек). 1960 г.

Колорит народных праздничных костюмов занавичек довольно темный – преобладают сочные цвета.
Кофта сшита из тонкого белого полотна. Воротник кофты широкий, на плечах – вышитые наплечники. Рукава длинные и широкие. Нижний край рукавов собран, в него вдета тесьма, которой завязываются обшлага. Ниже локтя рукава вышиты желтыми или красными нитками узором из лилий. Таким же орнаментом вышивают нижний край рукавов, полоску на груди, наплечники и воротник.
Юбка сшита из ткани с продольными полосами и узкими не очень выделяющимися поперечными полосками. Она широкая (4-5 метров), сшита в сборку.
Безрукавка «кикликас» сделана из ткани с мелким узором «димай», состоящим из двух частей, расположенных поперечными полосками. Безрукавку шьют в клеш, с широким вырезом. Безрукавка застегивается спереди на большие металлические декоративные застежки.
Передник – самая нарядная часть костюма. Он сшит из ткани с разнообразными узорами и богатым сочетанием красок. Узоры составлены из стилизованных лилий, которые сгруппированы в форме четырехконечных звезд и расположены продольными полосами. Фон ткани темно-зеленый. Цвета мотивов чередуются в шахматном порядке. Передник широкий, он сшит в сборку, внизу заканчивается короткой цветной бахромой.
Талия подпоясана нарядным узорчатым поясом, вытканным браным способом «ринктинис».
Головной убор – платок из белого льняного полотна, задний конец которого вышит узором из лилий, а края заканчиваются бахромой. Спереди к платку пришит надбровник «пабрювелис», который сделан из тканой узорчатой ленты, заложенной в складки и вытканной браным узором «ринктинис». Верхний край ленты украшен бахромой, а нижняя часть заканчивается узкой тканой ленточкой, из-под которой высовываются язычки из белой материи.

Капсы

Капсы (лит. kapsai) – народность, которая населяет южную Сувалкию. Центрами капсов являются города на юго-западе Литвы Мариямполе (лит. Marijampolė) и Вилкавишкис (лит. Vilkaviškis). Термин «капсы», которым местные жители идентифицируют себя, придуман лингвистами, когда те классифицировали литовские языковые диалекты. Южане, например, произносили слово kaip (кайп), как «кап». Эта отличительная характеристика и дала им имя. С 1955 по 1989 год город Мариямполе даже назывался Капсукас. Одни связывали это имя с капсами, другие говорили, что город так переименован в честь одного из организаторов и руководителей компартии Литвы Винцаса Симановича Мицкявичюса-Капсукаса (1880-1935). Культурные различия между занавиками и капсами существуют не только в диалектах, но и традиционных стилях одежды.
Vytautas Palaima (1911-1976) Kapsių tautiniai drabužiai (Народный костюм капс). 1960 г.

Праздничные костюмы литовок-капс отличаются своеобразным силуэтом и интересны по своим узорам и цветовой гамме. Чаще всего нейтральные цвета помещаются рядом с яркими и сочными, но излюбленными являются темные цвета. Нарядный пестротканый передник гармонически сочетается с темной юбкой из ткани с продольными полосами и безрукавкой из ткани с мелким узором.
Кофту шьют из тонкого белого льняного полотна. Обшлага, грудь, плечи и воротник вышиты белыми нитками штопальным швом.
Юбка широкая, в сборку. Она сшита из ткани с продольными полосами, которые вытканы с мелким узором «димай».
Безрукавка «кикликас» сшита из ткани с поперечными полосами, вытканной также мелким узором «димай». Она длинная, плотно облегает талию, сильно расширяясь внизу. Застегивается безрукавка на пуговицы, обтянутые материей. Безрукавку подпоясывают в талии цветным узорчатым тканым поясом.
Передник декоративный и нарядный. На сером фоне вытканы браным способом «кайшитинис» крупные поперечные полосы, составленные из черных полосок и мелких узоров «димай» контрастных цветов. Между полосами расположены розетки красочных стилизованных цветов.
Головной убор литовок-капсов называется «пакалке» (корона) и представляет собой шапочку без донышка. Он сделан из узорчатой ленты, вытканной браным способом «ринктикис» или «кайшитинис» и украшенной цветочками. Этой лентой обтягивают ободок из картона. Края обшивают светлыми нитками.
К «пакалке» (короне) прикрепляют сзади две узорчатые тканые ленты с бахромой, образованной выщипанными на концах лент нитями. Платок сделан из белого льняного плотна, украшенного узором, вышитым или вытканным красными нитками.

Клайпедский район



Vytautas Palaima (1911-1976) Klaipėdietės tautiniais drabužiais (Национальный костюм Клайпеды).

Клайпеда (лит. Klaipėda) - третий по величине город Литвы после Вильнюса и Каунаса. Расположен в западной части страны, где Балтийское море переходит в Куршский залив. Клайпеда и Клайпедский регион имеют особую, отличную от остальной Литвы историю. До 1525 года город назывался Мемель и принадлежал рыцарям Тевтонского ордена. Позже и вплоть до 1923 года город принадлежал Германии, затем перешел в состав Литовской Республики и переименовался в Клайпеду. 22 марта 1939 года Германия предъявила Литве ультиматум с требованием возвратить Клайпедский край, который Литва была вынуждена принять. В составе Германии город находился в 1939-1945 годах и вновь был переименован в Мемель. По результатам Потсдамской конференции 1945 года Мемельская область была передана Советскому Союзу. Город снова получил литовское название Клайпеда, в 1948 году Клайпедская область стала частью Литовской ССР.

Праздничные костюмы литовок в Клайпедском районе не отличаются изобилием красок. Декоративность всего наряда основана на контрасте цветов его отдельных частей.
Темные тона юбки и безрукавки составляют резкий контраст с белой кофтой и передником.
Кофта сшита из тонкого белого полотна, рукава украшены ниже плеча широкой красной полосой с браным узором «ринктинис». Кофта без воротничка, вырез у шеи большой, его делают в сборку и украшают полоской материи, заложенной в мелкие складки. Такими же складками украшены обшлага. Рукава кофты широкие, они втачаны у шеи.
Юбка сделана из клетчатой ткани или из ткани с преобладающими продольными полосками. Клетки составлены из узких темных продольных полос и широких светлых поперечных полос. Юбку шьют с крупными складками.
Безрукавка «кикликас» сшита из ткани с мелким узором «димай». Она короткая, с широким вырезом у шеи. Края безрукавки украшены полоской белой материи, заложенной в мелкие складки. Безрукавка застегивается на декоративные пуговицы, сделанные из той же ткани. Талию опоясывают узорчатым тканым поясом.
Белый передник сшит из льняного полотна с браным узором «ринктинис» серого цвета, расположенного в виде поперечных полос. Низ передника украшен более широкой узорчатой полосой из такой же ткани, заканчивающейся белой бахромой.
Головной убор – шапочка из полосы узорчатой ткани с ободком-налобником «анткактис». Верхнюю часть ободка обвязывают крючком и украшают складочками. По бокам прикрепляют узорчатые ленты, вытканные браным способом «ринктинис». На плечи набрасывают большой голубой узорчатый платок.

Мужские костюмы

Мужские литовские народные костюмы скромны и несложны, без излишней пышности и украшены умеренно. Цвета тканей нейтральные. Но, благодаря своему своеобразному силуэту и характеру украшающих элементов, они выделяются среди костюмов других народов.

Рубаха, сшитая из тонкого белого льняного полотна, простого покроя. Только обшлага украшены браным узором «ринктинис» с орнаментом.
Штаны сшиты также просто: нижний конец их забирают, суживают и застегивают на пуговицу, чтобы было удобнее заправить их в чулки. Или же пришивают внизу полоску материи, которой завязывают концы штанов, чтобы, опять-таки, было удобно заправлять их в чулки.
Чулки белые или светло-серые. Верхняя часть их украшена широкой красочной полосой со сложным узором.
Галстук – тканая узорчатая полоска, вытканная браным способом «ринктинис».
Безрукавка шьется спереди с широко вырезанной грудью, без отворотов и воротника, у шеи и проймы она украшена черным сукном. По такому же принципу шьется и верхняя куртка – «сермяга». Она длиной до колен и тоже сшита в талию. Сзади у талии сермяга делается отрезной, а ниже талии заложено несколько глубоких складок, которые подчеркиваются отделкой черными нитками или черным сукном. Сермяга украшается полосками, вырезанными из черного сукна, впереди, вокруг шеи и на обшлагах. Сермягу, как и штаны, подпоясывают широким декоративным узорчатым поясом, который выткан браным способом «ринктинис».
Шляпа, сплетенная из соломки, украшена декоративной узорчатой тканой лентой или «крученкой» из цветных нитей, концы которой заканчиваются бахромой.

Несколько слов об авторе аннотаций к костюмам:

Юозас Францевич Бальчиконис
Juozas Balčikonis


25 марта 1885, Эришкяй, Паневежский район - 5 февраля 1969, Вильнюс

Литовский языковед, специалист в области балтийских языков, академик Академии наук Литвы (1946), исследователь и стандартизатор литовского языка, один из составителей академического 15-ти томного "Словаря литовского языка" (1941-62).
В 1906 году вышла первая публикация Юозаса, посвященная художественно-выразительным средствам литовского языка, а также переводы некоторых произведений Л. Н. Толстого. В 1908 году Бальчиконис поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета, где изучал семь языков: древние (латинский, греческий, старославянский) и современные европейские (немецкий, французский, польский и болгарский).
В 1914-1915 годах Бальчиконис преподавал в университете в Петербурге и переводил античных и европейских авторов. В 1918 году вернулся в Литву, где стал преподавателем латинского и литовского языка в гимназии. С 1924 года преподавал в университете в Каунасе общий курс литовского языка и занимался разработкой теории перевода. В 1930 году был назначен редактором Словаря литовского языка, первый том которого вышел в 1941 году. С 1955 по 1959 написал ряд статей по проблемам нормализации литовского языка, заложив основы литовской лексикографии. Умер в 1969 году в возрасте 84 лет, похоронен в родном селе в Паневежском районе.

Источники информации – Википедия, сайт Литовского музея театра, музыки и кино и сайт www.kunstkamera.ru.

Отдельное спасибо за помощь в подготовке материала моему другу из Литвы, художнику Владимиру Зайченко!

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

 

 

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 1747 | Добавил: КОТктейль | Теги: Народные костюмы часть 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar