НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 4 - УКРАИНА. СВАДЕБНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО ОБЛАСТЯМ)
На сайте www.mith.ru я нашел замечательную подборку свадебных украинских народных костюмов, которую и предлагаю вам посмотреть. Заодно, есть повод поговорить об украинских свадебных традициях и обрядовых символах народного костюма.
Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство, секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса.
Татьяна Яблонская Невеста 1966 г.
Обрядовая символика костюма - признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм.
Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки - сапоги, которые зять дарил теще; намитка - подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX - XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.
Константин Трутовский Свадебный выкуп. 1881 г. Киевский государственный музей украинского искусства.
Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса.
Обрядовая символика костюма - признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки - сапоги, которые зять дарил теще; намитка - подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX - XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.
Мария Приймаченко Свадьба.1972 г.
В Украине в свадебных обрядах долгое время, впрочем, как и сейчас, если свадьба проходит в селе, преобладали народные традиции. Некоторые из них настолько древние, что и сейчас им нелегко найти объяснение. Например, традиция выливать вино и разбивать бокал "на счастье" берет начало еще с верований в Бога-Солнце, то есть с языческих времен. Выливая напиток, мы подсознательно приносим жертву Солнцу, а бокал разбиваем, потому что ни один смертный не смеет пользоваться чаше, из которой пило Солнце.
Свадебные костюмы гуцулов.
Церковный брак долгое время был для украинцев лишь юридической необходимостью, и после венчания молодые могли еще пару лет жить отдельно, пока не сыграют свадьбу. Священный Синод требовал наказывать таких, якобы за супружескую неверность. Лишь в 19 веке, когда церковь разрешила венчаться в день свадьбы, церковный и народный брак были объединены.
Свадебные костюмы на Буковине.
Свадебное действо начиналось со сватанья.
Старостами выбирали уважаемых пожилых людей с "хорошо подвешенными" языками, ведь от их красноречия часто зависело, уйдет жених с "гарбузом" или с рушниками. Если девушка с одобрения родителей не хотела выходить замуж за парня, который приходил свататься, она выносила ему на рушнике огромную тыкву (по украински – гарбуз), и это означало – отказ.
«Женихались», как правило, к односельчанкам. Когда же жениху отказывали все девчата на селе (бывало и такое!), старосты отправлялись "на охоту" в соседние села. Поэтому хаты, где жили девушки на выданье, ярко раскрашивались - для заезжих старост это был прекрасный ориентир.
Свадебные костюмы Волынской области.
Хотя посвататься к парню могла и девушка.
Случалось это, когда парень ее обманул. Для девушки эта традиция была спасением, потому что "дать гарбуза" девушке считалось недопустимым. За народной традицией, брак мог также спасти приговоренного к смерти. Хотя известны случаи, когда парень, увидев свою спасительницу, жаждал скорейшей смерти: "Як вести таку до шлюбу, краще на шибениці дать дуба!" (Как вести такую к алтарю, лучше на виселице умереть!)
Свадебные костюмы Черкасской области.
Существовал также обычай кражи невест: таким способом можно было заполучить себе и достаточно богатую девушку. Главное для злодея - не меньше суток скрывать свою добычу. Далее он был просто обязан жениться на девушке (конечно, ели она захочет). Иначе - пропала его головушка!
Засватанные молодые вскоре обручались: обменивались кольцами.
С этого момента молодой мог ночевать в доме невесты. Существует предположение, что так называемый ныне гражданский брак существовал раньше на Украине и назывался пробным. На так называемых вечерницах девчата подночевывали вместе с парнями. Церковь ужасно противилась такой распущенности, "подчас таких нечестивых сборов разные делаются эксцессы, яко то блудное девства растление, беззаконнее детей прижитее". На самом деле, на основной территории Украины девственность девушки была необходимой в последующем свадебном обряде.
Свадебные костюмы Черниговской области.
Конечно, ни одна свадьба не обходилась без символических атрибутов.
В первую очередь - каравая. Его выпекали женщины-каравайницы, чья семейная жизнь была счастливой и образцовой. Украшали свадебный хлеб барвинком - символом вечной любви, и калиной, символизирующей способность женщины к деторождению. Вдовам и вдовцам, которые вступали во второй брак, караваи не выпекали.
Почетное место на столе возле каравая занимало «гильце». Для его изготовления брали шикарную ветку дерева и украшали ее цветами и лентами. Символизировало гильце девичью красоту и девственность.
Свадьба начиналась в хате каждого из молодых. Когда молодой отправлялся за молодой, по дороге его могли остановить (и не один раз!), требуя выкуп за невесту: приходилось откупаться символической суммой или угощеньем. Торги продолжались и во дворе молодой - откуп требовала еще и семья невесты.
После праздничного обеда невесте расплетали косу. Это делали по очереди члены ее семьи, хотя в некоторых регионах эта обязанность предоставлялась жениху и шаферам.
На Гуцульщине косу не расплетали, а отрубали топориком, на Волыне - отрезали ножом. С этого момента молодая жена – «молодица» должна была прятать голову под платком или очипком.
Свадебные костюмы Киевской области.
После этого отправлялись праздновать в дом жениха. Чтобы молодая семья была богатой, молодоженов посыпали перед отъездом зерном (теперь добавляют еще и конфеты - чтобы жизнь была сладкой, и мелкие монеты). Кто-то из родных невесты, чаще всего сестры, тайком везли невесте сорочку, очипок, тарелки, ложки - все, что внезапно может понадобиться молодой жене. Перед двором жениха свадебный поезд переводили через ритуальный огонь или переливали водой - для очищения.
Свадебные костюмы Харьковской области.
Первая брачная ночь происходит на территории молодого мужа под пристальным присмотром старейшин. Утром постель молодых подвергают тщательной "экспертизе", и, не приведи Господь, не найдут там следов девичьей невинности - весь род молодой будет опозорен. А на самом высоком дереве села парни еще и белую простынь вывесят – в знак девичьего бесчестия. Брат молодой жены обязан был снять ее, но парни следили за деревом и всячески препятствовали этому, еще и насмехались. На такой нерадостной ноте свадьба, собственно, и заканчивалась.
Свадебные костюмы Запорожской области.
Если же брачная ночь завершалась, как следует, праздничное гуляние продолжались еще несколько дней. В понедельник гостей, которые приходили "поправляться", молодая умывала возле колодца - опять же ритуальное очищение водой. В эти дни, с играми, песнями и переодеваниями, гуляют только взрослые: дети и молодежь в после-свадебных забавах участия не принимают.