НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (ЧАСТЬ 9 - УКРАИНА. СВАДЕБНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПО РЕГИОНАМ)
Благодаря одному из читателей дневника, увы, не написавшему свое имя, возвращаюсь к теме украинского народного костюма. Вернее, свадебным нарядам разных регионов Украины. В далеком 1989 году в Украине вышел замечательный комплект открыток «Украинский свадебный наряд» (Українське весільне вбрання), этнографические реконструкции к которым составила Тамара Владимировна Космина, а рисунки создала художница Зинаида Владимировна Васина. Поэтому с радостью представляю рисунки этого комплекта открыток и аннотации к ним о свадебных украинских народных костюмах. В предисловии к набору написано: «Комплекты украинского традиционного свадебного наряда молодых радуют нас своей жизнерадостной красотой, богатством элементов и цветов, обрядовой значимостью и художественным совершенством. Традиции свадебных нарядов испокон веков служили высокой цели - защитить супругов от злых сил, обеспечить молодым счастливое будущее, показать людям их честность в жизни и ловкость в работе, а значит засвидетельствовать их зрелость и готовность к созданию собственной семьи». А теперь читаем и смотрим.
Буковина (конец XIX века - начало XX века)
Представлен свадебный наряд молодых бывшего Кицманского уезда Буковины (ныне Кицманского района Черновицкой области).
Этот свадебный наряд, включая ряд элементов, присущих комплектам западноподольськой одежды, составляет весьма своеобразный вариант буковинского регионального типа украинского костюма.
Длинная свадебная рубашка невесты имеет обильно вышитые рукава с характерными косыми полосами («одскочки»). В цветовой гамме вышивки на рубашке преобладают черный и бордовый оттенки, контрастирующие с другими многоцветными элементами наряда. Фигура от пояса вниз опоясана характерной для этой области Украины шерстяной полосатой тканью, заменяющей юбку, с горизонтальными широкими фиолетовыми и узкими белыми полосами. Эта деталь одежды называется опинка. Симметрично по обе стороны от пояса вниз спущены цветастые свадебные платки с бахромой (укр. – тороки). Своеобразие девичьей одежды буковинок предоставляет длиннополая из отбеленной овчины и украшенная понизу и вдоль полок мехом хорька безрукавка, которая называется «мунтян», «ментян» или «цурканка». Она была украшена аппликацией из цветного сафьяна, сукна, кожаными и шерстяными шнурками, вышивкой, цветной шерстью.
Особого внимания заслуживает количество шейных украшений, которые имели символичный смысл обеспечения богатого и счастливое будущее жизни молодым - чем больше было украшений, тем больше была уверенность в богатстве будущей семьи. Украшения делали, нашивая монеты на тканевую основу, создавая, тем самым, своеобразный съемный монетный нагрудник. Головной убор невесты называется «карабуля» или «кода». Сзади к карабуле крепились цветные ленты - «коды», «кодинки».
Своеобразие мужскому костюму придает верхняя халатоподобная из белого домашнего сукна прямоспинная одежда с широкими рукавами, которая имеет название «манта». На груди с левой стороны этой манты жениху подружка невесты цепляла свадебный платок - «ширинку». На голове у жениха - соломенная шляпа с широкими полями, богато украшенная бисерными лентами (герданы), перьями и деталями под названиями «трясунки» и «колотильцы». На ногах у жениха - сапоги с высокими голенищами.
Западная Волынь (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд новобрачных бывшего Владимир-Волынского уезда Волынской губернии (теперь Владимир-Волынский район Волынской области).
Свадебная рубашка невесты с отложным воротником, украшена тканым узором на рукавах, вышивкой и мережкой на подоле, присобрана у шеи. Поверх рубашки надевалась полушерстяная тканая в продольные цветные полосы юбка, называемая «литник», по низу она обшита одноцветной лентой. Спереди литника надевали тканый в горизонтальные орнаментальные полосы фартук (укр. «запаска»). Поверх рубашки также надевали приталенную безрукавк - «керсет», с пришитыми по линии талии и спущенными поверх литника небольшими зубчатыми вырезами, которые украшены вышивкой и цветной тесьмой. На ногах невесты - цветные портянки и лапти, которые привязывались к ноге шнурками из конопли или льна. Шнурки эти называются «волоки». Голову молодой украшал свадебный венок из лент, дополненный искусственными цветами из бумаги, а также шерстяными нитками и перьями. К оборотной стороне венка прицеплены разноцветные ленты, которые спадают на спину.
Свадебная рубашка жениха обильно украшена вышивкой на стоячем воротнике и манжетах, одевалась она навыпуск поверх узких брюк. Рубашка украшена свадебным венчиком. На ногах также онучи и лапти, привязанные к ноге плетеными «волоками». Фигура опоясана широким тканым поясом.
Закарпатская Гуцульщина (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодой пары бывшего Тиходолинского округа Закарпатья (теперь Раховский район Закарпатской области).
Свадебный наряд закарпатских гуцулов состоит в основном из элементов, которые характерны для одежды всех групп гуцулов (Прикарпатье, Буковина, Закарпатье), и только в декоративных украшениях, цветовой гамме и специфике головных уборов проявляется своеобразие этого наряда, которое можно рассматривать, как закарпатский вариант гуцульского свадебного костюма.
Поверх свадебной рубашки невеста надевала праздничные запаски. Запаска - род несшитой юбки или фартука из тёмной шерстяной материи. Обычно поверх рубахи надевали две запаски – спереди и сзади. В цветовом колорите запасок преобладали насыщенные тона вишневого, коричневого и черно - зеленого цветов. На линии талии запаски удерживали плетеные войлочные шнуры, которые называются «байоры», «баюры», «плетенки». На плечи невеста надевала меховую безрукавку - «кожушок» (укр. кептар – безрукавка). Поверх этого кожушка надевали суконый прямолинейного кроя так называемый «сердак», украшенный вышивкой, плетеными шнурками из желтой и красной шерсти. На шее невесты много рядов стеклянных бус с блестящими бусинками (укр. лискавка), венецианским бисером (укр. пацьорки), крестиками, одно-двух-трехрядными «згардами» с вырезанными бляшками и серебряными монетами. Згарди – это гуцульськие обереги, один из которых представляет крест, который олицетворяет перекресток двух дорог жизни человека: красной – дороги добра и черной – дороги зла. Под шею поверх всех этих украшений была надета плетеная из разноцветных бисеринок полоска, которая называется «очка», «гердан» и «сылянка». Особое значение имеет головной убор невесты. На ногах невесты - кожаные лапти (укр. – постоли).
Наряд жениха состоит из гуцульской вышитой на воротнике, груди (укр. - пазуха) и рукавах туникообразной белой полотняной рубашки, выпущенной поверх узких брюк из домотканной ткани темно-вишневого цвета.
Брюки заправлены в вязаные из белой шерсти и вышитые поверху носки (укр. – шкарпетки), которые называются - «капчури». Безрукавка и сердак такие же, как и у невесты. Свадебный головной убор жениха называется «джумеры». Это - своеобразно скроенный из темной овчины головной убор, на концах украшенный хвостиками, а по центру венчиком и тремя «сороковниками», как и у невесты.
Закарпатье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодых русинов-горцев бывшего Воловского округа Закарпатья (теперь Межгорский район Закарпатской области).
Традиционно-бытовая культура украинского Межгорья Закарпатья хотя и обнаруживает много общих черт с одеждой бойков, все же до сих пор осознается местным населением отдельно от традиций этого народа и закрепляется им в самоназвании «русинов-верховинцев».
Свадебная девичья рубашка русинов-горцев Межгорья в отличие от общераспространенной на Украине состояла из двух частей: верхней короткой полотняной рубашки «оплечье» и нижней белой полотняной юбки, так называемой «биленники» или «билынники». Своеобразным был крой каждой из частей. Оплечье - рубашка со сплошными рукавами и с разрезом не впереди , как это общепринято в Украине, а сбоку. Перед рубашки имел мелкий узорный сбор на груди, в результате чего образовывалась геометрически декоративная верхняя часть возле шеи, которая называется «обшивка ». Рукава внизу, на запястье также присбирали и декорировали обшивкой, а край рукава делали зубчиками (укр. – фодры). Фартук, который называется «запынка » также, как и юбку собирали в мелкие складки, обшивали по контуру кружевом - «плетенкой».
Поверх рубашки надевали короткую из сукна распашную безрукавку под названием «камизоля» с застежкой на середине груди. На передние полы камизоли нашивали по два накладных цветных кармашка, которые назывались «жебички». Ритуальным элементом свадебного наряда горцев была прямоспинного покроя плащ с рукавами из длинноворсной козьей шерсти, которая имеет название «гуня».
Распущенные волосы невесты покрывали белым платком из тонкого отбеленного полотна, который имеет несколько названий – «фуста», «белило» или «ручник». Поверх платка крепили свадебный венок из барвинка (этот цветок еще называют «колдовской фиалкой»). Венок дополнен гроздьями овса, искусственными цветами (« косицами») и перьями.
Свадебная рубашка жениха, которую дарила ему невеста, была пышно вышита на отложном воротнике, груди и манжетах. На левую руку жениху молодая повязывала красную шерстяную или шелковую ленту («пантлик»), чтобы обезвредить его от возможных девичьих приворотных чар соперниц. Штаны жениха были сшиты из белого домашнего сукна, и по крою были узкими. Ритуальный свадебная одежда жениха была дополнена свадебным барвинковым венком, одетым на фетровую шляпу .
Юг Киевской области – Киевщина (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодых бывшего Чигиринского уезда Киевской губернии (теперь - Чигиринский район Черкасской области).
Основным элементом свадебного наряда невесты южных районов Киевщины, как и везде на Украине, была вышитая рубашка. На смену традиционной геометрической композиции вышивок в конце XIX - начале XX века в южных районах Киевщины пришли растительные композиции. Предпочтение в вышивках свадебных рубашек отдавали красному цвету, который, по древним поверьям, обладал магической силой - защищал от невзгод. Поверх рубашки надевали шитую из купленной ткани юбку, которая уже в конце XIX века заменила на Киевщине традиционную тканую плахту. Плахта - четырехугольный отрез полосатой или клетчатой ткани, который носили в качестве юбки. Из одноцветной ткани, преимущественно опять-таки красного цвета, невесте шили фартук («запаска»), который надевали поверх юбки.
Достаточно торжественным элементом праздничного наряд молодой считалась «юпка» - своеобразная свитка - женская верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна, разновидность кафтана. Юпка была с длинными или короткими рукавами, чтобы видны были вышитые рукава рубашки. Юпку шили из зеленого сукна и украшали по всему полю маленькими хвостиками из красной шерстяной пряжи. Это был своеобразный народный вариант королевской мантии из меха горностая. На ногах у невесты были красные сафьяновые сапожки («чоботы»). Обязательным ритуальным элементом наряда невесты был свадебный девичий венок, а в руках невеста держала вышитое ею полотенце (рушник), которым ее опоясывали вместо пояса.
Наряд жениха был более сдержанным по количеству элементов и красочности. Его основу составляла вышитая невестой рубашка, обязательным атрибутом которой была «застежка» (шелковая лента или шерстяной шнурок) красного цвета. Брюки жениха шили также из покупной в магазине ткани. Главным знаком того, что перед нами жених, был свадебный платок, который ему за пояс затыкала невеста. Верхней одеждой была традиционная свитка или кафтан. Голову жениха украшала высокая, цилиндрической формы серая каракулевая шапка. К шапке старшая дружка пришивала свадебный веночек - пучок из барвинка, васильков и трех колосьев ржи, перевязанных красной лентой. На ногах у жениха рантовые сапоги сапожной работы.
Коломыйское Покутье (конец XIX - начало XX вв.)
Покутье (укр. Покуття) - историческая местность на западе Украины между реками Прут и Черемош. Свадебный наряд молодых бывшего Коломыйского уезда Галичины (теперь Коломыйский район Ивано-Франковской области).
Свадебный наряд покутян Коломыйщины в целом состоит из элементов традиционного строя гуцулов Прикарпатья, и только пышный венкоподобный свадебный головной убор невесты и свадебная шапка жениха, которая называется «кресаня». Эти головные уборы отличаются от головных уборов гуцулов – женского «чильце» и мужского «клепаня» и обнаруживают принадлежность этой пары молодых к жителям Покутья.
Основным элементом свадебного наряда невесты была рубашка, которую в этом районе мелко вышивали по низу. На поясе крепили две «двухплатовые» узкие полосы домотканной ткани – «запаски». Через боковые просветы запасок выглядывала рубашка с пришитыми внизу боковых швов маленькими красными шариками из нитей, которые назывались «кутасики». Поверх передней запаски невесту обвязывали несколькими подаренными ей свадебными шерстяными цветастыми «терновыми» платками с кистями («тороками»). Плечи молодой поверх безрукавки покрывали ритуальным свадебным мешкоподобным по крою плащом-накидкой, который называется «гугля». Поверх плаща набрасывали опять-таки подаренные невесте свадебные платки, которые удерживались на плечах повязанным ритуальным длинным платком под названием «рантух». На ноги невеста надевала вязанные из цветной шерсти, преимущественно красной, носки «капчуры», поверх которых надевались праздничные лапти с острыми поднятыми вверх носками и украшенные тисненым узором. На шею невеста вешала много низок шнурков, ниток ожерелья, кораллов и резных медных бляшек, а также «згарды» - кресты и монеты, укрепленные на металлической проволоке.
Чрезвычайно пышным был свадебный головной убор невесты, который называется «косица». Все составные элементы этого свадебного венка служили оберегами: щетина (волосяной покров свиней) - отвлечь злые силы, обмазанный медом и вплетенный в листья барвинка чеснок - предохранить от болезней, великолепие и разнообразие вплетенных в венок цветов - обеспечить богатую и счастливую будущую супружескую жизнь.
Одежда жениха была скромнее. Полотняная рубашка выпущена поверх узких брюк, пошитых из красного домашнего сукна. Талию опоясывает широкий пояс, шириной от бедер до подмышек, который называется «чепраг». Он орнаментирован тиснением по коже, украшен набитыми пуговицами, расписными бляшками, свисающими кистями на шнурках («рекиз») и металлическими цепочками («бовтица»). Наряд дополняет безрукавка, кожаные лапти с носками, как и у невесты. Голову жениха украшает войлочная шляпа с широкими загнутыми вверх полями , украшенная шерстяными разноцветными шнурками, перьями и помпонами.
Городенковское Покутье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодых покутян бывшего Городенковского уезда Галичины (теперь – Городенковский район Ивано-Франковской области).
Свадебный наряд молодых покутян Городенковщины состоит из элементов, присущих одежде как жителей Подолья, так и Буковины. Свадебная девичья рубашка, которая называется «рукавьянка » или «рукавьенка», по характеру размещения орнаментальной вышивки, насыщенностью цветом и техникой исполнения подобна буковинским и западноподольским праздничным рубахам. Шерстяная, тканная в разноцветные полосы одноплатовая юбка («опинка», «обертка»), и тканый передник («запаска») мелко гофрированы. Оба конца юбки подобраны и прикреплены на линии талии широким шерстяным поясом («крайка»), концы которого спущены спереди поверх передника. Сам шерстяной пояс «крайка» по верху подпоясан узким плетеным пояском - «попружка», концы которого также спущены впереди. Общий силуэт свадебного наряда невесты, его колорит и даже названия отдельных элементов обнаруживают общность с костюмом девушек западного Подолья. Шею и грудь невесты украшали многочисленные нити коралловых бус, ожерельев (укр. намысто), металлических цепочек, крестиков и серебряных монет. Богатство шейных украшений должно было, по древним обычаям, защитить невесту от приворотов и обеспечить ей счастливую супружескую жизнь. На ногах у невесты обычно красовались сафьяновые сапожки, подаренные ей женихом к свадьбе. Голову невесты украшал свадебный венок («венец») , в который были вплетены листья барвинка, разноцветные шарики - «кутасики», цветы, блестящие стеклянные бусы, бисерные разноцветные ленты и цветные перья. К свадебному венку сзади были прикреплены разноцветные шелковые и тканевые ленты - «бынды», гарусные и шелковые шнуры, которые спускались вниз по спине.
Свадебная мужская рубашка жениха с широкими рукавами надета навыпуск, как и у буковинских парней. Длина выпущенной рубашки достигала почти до колен. Опоясывали жениха широким тканым поясом – «крайкой». Поверх рубашки надевали через плечо тканную сумку, которая называется «дзьобанка». На ногах жениха - сапоги с высокими голенищами, на голове – соломенная шляпа («брыль»), украшенная бисерными полосами – «герданами», цветными шнурками и цветами. Левая сторона шляпы украшалась пышным пучком перьев.
Центральное Полесье (конец XIX в.)
Свадебный наряд молодых бывшего Чернобыльского уезда Киевской губернии (теперь Чернобыльский район Киевской области).
Свадебный наряд киевских полищуков (полищук – кроме распространенной украинской фамилии еще означает буквально - житель Полесья) выделяется преимуществом белого цвета с незначительными цветными акцентами красного и зеленого. Белая из домотканного сукна традиционная верхняя свитка (верхняя длинная распашная одежда, разновидность кафтана) невесты чрезвычайно скромно украшена лишь по краю верхней полы и на рукавах цветным шерстяным шнуром. Из-под свитки выглядывает сверху, возле шеи, узенький вышитый стоячий воротничок свадебной рубашки, завязанный красным шнурком, который служит, своего рода, оберегом. Снизу из-под свитки выглядывает тканая шерстяная юбка «летник» и фартук. На ногах у невесты лапти, одетые поверх онуч (портянки). В руках невеста держит свадебный платок. Голова повязана свадебной лентой, поверх которой надевался барвинковый венок с прикрепленными к нему позади цветными лентами.
Свитка жениха подпоясана кожаным поясом, из-под свитки видны серые полотняные штаны, заправленные в онучи, на которые обуты лапти. На груди - подвенечный цветок из трех листочков барвинка. На голове - суконная шапка, обшитая цветным шерстяным шнуром с кистями на рогах, «чтобы девушки не цеплялись».
Западное Полесье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодоженов бывшего Ровенского уезда Волынской губернии (теперь Дубровицкий район Ровенской области).
Свадебный наряд волынских жителей Полесья выделяется также локальным белым цветом, почти полным отсутствием цветных украшений и разнообразных дополнений, которыми богата свадебная одежда других регионов Украины.
Свадебную девичью рубашку изготовляли из тонкого белого, так называемого «кисейного» (укр. серпанкового), льняного полотна. Поверх рубашки надевали также «кисейный» белый передник. С левой стороны на грудь крепили подвенечный цветок из трех листьев барвинка, которые были перевязаны белой нитью или лентой. Ноги обвивали онучами из выбеленого полотна и обували лапти, сплетенные из дубового «полосся». Лапти крепили на ногах шнурками из льна или конопли, которые называются – «волоки». Голову молодой украшала кисейное покрывало, которое повязывалось, как девичий платок, оставляя, при этом, открытым затылок. Поверх покрывала надевался барвинковый венок. В руках невеста держала свадебный узелок (он называется «клумашка») с гостинцами: испеченными лакомствами под названием «трепетушечки», «калачики» и тыквенными семечками.
Наряд жениха был так же очень скромным. Свадебная рубашка, которую дарила невеста, была из белого или серого льняного полотна. Рубашку шили с узким стоячим воротничком, рукава присбаривали на манжетах. Надевали ее навыпуск поверх узких брюк, сшитых также из серого нечесаного льна, поэтому брюки и назывались «нечесы». Единственным цветным акцентом наряда жениха был плетеный широкий полосатый пояс - «крайка» - с большим количеством разноцветных маленьких помпончиков, которые называются «мохры». С левой стороны на грудь жениху крепили подвенечный цветок. На ноги молодожены на полотняные онучи обували плетеные лапти.
Западное Полесье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодых бывшего Пинского уезда Минской губернии (теперь Любешевский район Волынской области).
Свадебный наряд населения крайних северных районов современной Волынской области Украины, граничащей с Республикой Беларусь, по целому ряду признаков обнаруживает общность с традиционной культурой беларусов. Но, поскольку население этого района живет на территории Украины, их свадебный наряд считается региональным западнополесским вариантом украинского костюма. Свадебный наряд молодоженов Волынского Полесья отмечен контрастным выделением ярких красно-черного цвета орнаментальных узоров на фоне отбеленного льняного полотна. Свадебная рубашка невесты с отложным воротником и накладной пазухой имеет полностью вышитые красно-черными узорами широкие рукава, собранные у манжета. Поверх рубашки надевали юбку и фартук. Шея украшалась несколькими нитками ожерелья («намысто»). На ногах - онучи и лапти (укр. «лычаки» - обувь, плетенная из коры деревьев). Своеобразным являлся головной убор невесты – белая тканная «намитка» с узорными концами. Намитка была в виде полотняного или тонкого прозрачного удлиненного отреза ткани, длиной до 5 м, шириной около 50 см, который завязывали вокруг головы. Изготавливалась преимущественно из льна, реже - из хлопка, конопли или шелка, и имела значение оберега. Поверх намитки надевали свадебный венок в виде твердого высокого обруча, расширенного кверху и обшитого цветными лентами, предварительно собранными в складки. Венок надевали с наклоном на правую сторону, а на концы цепляли пышные разноцветные перья, которые тоже служили оберегами - должны были отгонять от невесты «злые силы».
Жених поверх узких из домотканого полотна штанов надевал на выпуск белую льняную свадебную рубашку, которую дарила ему невеста. Вышивкой были украшены и отложной воротник, и пазуха. Подпоясывался жених тканным шерстяным поясом. Соломенная шляпа жениха была украшена свадебным венком и сделанным из цветной, преимущественно красной ленты, цветком. На ногах – онучи и лапти, которые были перевязаны плетеными из конопли шнурками – «оборами».
Восточное Полесье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд новобрачных бывшего Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (теперь Новгород-Северский район Черниговской области).
Свадебный наряд Черниговского Полесья (северный район Левобережной Украины) составляет характерный для восточных и центральных лесостепных районов Украины устоявшийся комплекс традиционного костюма. Вместе с тем, например, шитые элементы верхней женской и мужской одежды имели много общего с аналогичными формами одежды белорусов и россиян из районов, граничащих с Украиной.
Поверх вышитой свадебной рубашки невеста надевала своеобразное платье без рукавов, так называемую «юбку с нагрудником», отрезную по линии талии и расширенную книзу. Поверх нее был надет расшитый цветным шелком фартук. Талию опоясывало свадебное тканое полотенце. В руках невеста традиционно держала свадебный платочек. На голове - свадебный венок из шерстяных помпонов.
У жениха поверх свадебной рубашки с вышитыми стоячим воротником и пазухой были надеты шитая жилетка и поддевка (укр. «чумарка») из покупной ткани. Брюки подпоясаны поясом из ткани, а каракулевую шапку украшает свадебная красная лента.
Восточное Полесье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд новобрачных бывшего Городнянского уезда Черниговской губернии (теперь Щорский район Черниговской области).
Сшитая из домашнего сукна серая свитка невесты по краю, на полах, по шее и на манжетах была украшена черным бархатом, цветной тесьмой и узорной машинной строчкой. Из-под красной юбки выглядывает вышитый подол свадебной рубашки. Поверх юбки надет пышно украшенный плетеным кружевом (мережками) и вышивкой фартук. На ногах - сапоги. Невеста вместо цветного пояса подпоясывалась вышитым полотенцем (укр. рушник). Голову украшали цветами - своеобразным свадебным венком, от которого сзади спадали на спину цветные ленты.
Свадебная рубашка жениха была украшена вышивкой на стоячем воротнике, пазухе и манжетах. Синий цвет широких брюк - шаровар, подпоясанных красным тканевым поясом, контрастировал с белой свиткой, украшенной, как и у невесты, черным бархатом. К груди жениха цепляли красную ленту – знак того. Что это – жених, а к каракулевой шапке - свадебный веночек.
Западное Подолье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодых бывшего Гусятинского уезда Галичины (теперь Гусятинский район Тернопольской области).
Свадебная полотняная рубашка невесты украшена традиционной западноподольской вышивкой на рукавах, узком воротнике, наискось расположенной на пазухе (укр. «погрудки») и по низу. Талия опоясана одноплатовой (из одного полотна) шерстяной тканью, которая является юбкой (укр. «опинка»). Правый край юбки отогнут и заложен под широкий тканевый пояс. «Опинку» на Западном Подолье ткали из тонкой черной шерсти, а на концах ткали цветные полосы, преимущественно оранжевого и красного цветов. Чрезвычайно сложным и пышным был свадебный венок невесты.
На голову надевали бархатную шапочку, сплошь расшитую рядами орнаментально набранных бисерных лент, цветных бусин и мелких искусственных цветов. На затылке эти искусственные цветы собирали в букет, от которого на плечи падали шелковые ленты. Шею невесты украшали нитями стеклянных бус, которые спадали бахромой (укр. «тороками») на грудь. У ушей к шапочке были пришиты «кудри » из крашенных перьев. Поверх шапочки на лоб надевался венок, сплетенный из барвинковых позолоченных листьев.
Длинная свадебная рубашка жениха, выпущенная поверх брюк, была подпоясана тканевым поясом. На плечи накинут кафтан – «свитка». На голове - плетеная шляпа, украшенная перьями петуха.
Восточное Подолье (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодоженов бывшего Каменец-Подольского уезда Подольской губернии (теперь Каменец-Подольский район Хмельницкой области).
Своеобразие свадебного наряда подолян заключается в наличии одноплатовои тканевой юбки, которая называется «горбатка», и которой окутывали фигуру невесты поверх свадебной рубашки.
Один конец «горбатки» подгибали, закрепляя на поясе. Пояс - «крайку», ткали из цветной, преимущественно красной шерсти. Свадебная рубашка невесты-подолянки всегда должна была быть сшита из цельного сверху донизу полотна. По народной традиции считалось, если рубашка цельная, то и жизнь должна быть «целая», «полная». Готовя рубашку к свадьбе, невеста украшала ее вышитыми орнаментами, преимущественно геометрическими, которые выполнялись популярным на Подолье черным цветом и своеобразным швом, имевшим название «низинка». Вышивали также орнаментальные косые полосы на пазухе, а также «мережили» и вышивали «низинкой» подол рубашки. Шею и грудь молодой украшали многочисленными рядами ожерельев и нитки кораллов, выполняющих роль оберегов. Жених и невеста были одеты в традиционные подольские свитки с отложными манжетами (укр. «закавраши»), украшенные цветными шнурами и тесьмой.
Голову невесты украшал венок из барвинковых листьев и искусственных цветов, а также лента с украшениями, которая называется «чильце» и представляет собой подвешенные к ленте узкие металлические пластинки, имеющие форму маленьких стручков или лепестков. Свадебный венок украшал также и шапку жениха. На шею новобрачный повязывал свадебный шелковый платок.
Северная Полтавщина (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодоженов бывшего Миргородского уезда Полтавской губернии (теперь Миргородский район Полтавской области).
Свадебный наряд новобрачных Полтавщины конца XIX - начала XX века вобрал лучшие элементы праздничной одежды украинских лесостепных районов центрального Поднепровья и Левобережья и стал своеобразным символом общенационального украинского народного наряда.
Основу свадебного наряда невесты составляла льняная рубашка с орнаментацией белыми нитками по белому полотну в сочетании с такими техническими средствами ажурного декора, как выкалывание, вырезание и сетка – «мережка». Поверх рубашки невеста надевала юбку с запахом – «плахту», а сверху - фартук «запаску». Пояс обвязывали свадебным полотенцем - «рушником», вышитым гарусом. На плечи невеста надевала «керсетку», сшитую из покупной ткани и украшенную аппликацией из сукна или бархата. Поверх «керсетки» зажиточные крестьяне набрасывали на плечи кожух. Голову невесты украшали свадебным девичим платком с рожками- оберегами от сглаза и венком , а на шею вешалось большое количество ниток бус из кораллов и дукатов.
Жених был одет в белую свитку из домотканного сукна, украшенного бархатом, синие широкие штаны – шаровары, заправленные в сапоги. Узкий воротник свадебной рубашки завязывался красной свадебной лентой, а каракулевая шапка украшалась свадебным венчиком и лентой.
Южная Полтавщина (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд новобрачных бывшего Кобеляцкого уезда Полтавской губернии (теперь Кобеляцкий район Полтавской области).
В свадебном наряде молодоженов южных районов Полтавщины предпочтение преимущественно отдавали элементам, сшитым из покупных тканей. Только рубашки жениха и невесты, пояс невесты и полотенце – «рушник», которым девушка подпоясывалась, изготавливали вручную.
Поверх свадебной рубашки, пышно вышитой на рукавах и по низу, невеста надевала сшитую из цветного ситца безрукавку и юбку из шерстяной ткани, поверх которой завязывался фартук из парчи, а сверху него - вышитый рушник. Голову невесты украшал пышный свадебный венок с цветными лентами, а шею - бусы, дукаты и кораллы.
Жених поверх свадебной рубашки на плечи накидывал поддевку – «чумарку». Поверх пёстрых широких штанов, заправленных в сапоги, завязывался тканый шерстяной пояс. На голове жениха – каракулевая или овчинная шапка, украшенная цветами и свадебным венчиком, грудь жениха также украшена свадебным цветком и лентой.
Слобожанщина (конец XIX - начало XX вв.)
Слобожанщина или Слободская Украна - историческая область на северо-востоке современной Украины и юго-западе Черноземья в России. Свадебный наряд новобрачных бывшего Старобельского уезда Харьковской губернии (теперь Старобельский район Луганской (бывшей – Ворошиловградской) области.
Основу свадебного наряда невесты в этом районе составляла свадебная рубашка, украшенная по нижнему краю плетеным кружевом – «мережкой». Поверх рубашки надевали юбку из шерстяной, ситцевой или шелковой ткани магазинного производства. Юбку спереди покрывали цветным фартуком, низ которого обшивали бахромой, а всю нижнюю часть украшали нашивками из разноцветного кружева и зубчатыми лентами преимущественно темного цвета. Типичным верхним элементом праздничной одеждой невесты в этом районе был сшитый из тонкой шерсти, сукна или бархата «керсет» с рукавами, так называемая куртка «куцына». Эту куртку украшали разноцветными гарусными шнурками, кантами, лентами, сеткой из кружева, позументом и блестящими металлическими пуговицами. Голову молодой повязывали шелковым, преимущественно белым, платком, а сверху возлагали свадебный венок из искусственных цветов, с левой стороны в венок вставляли павлинье перо. Невесту обязательно вместо пояса опоясывали «рушником» - оберегом. На ноги надевали цветные сафьяновые сапоги. Шею украшали рядами ожерельев и бус из янтаря и кораллов.
Жених поверх свадебной, вышитой невестой, рубашки надевал безрукавку. Брюки шили из фабричной, так называемой «черкесиновой» или «шведской» ткани. На шляпу (укр. брыль) жениха сестра невесты обязательно пришивала круглой формы цветок. На плечи жених набрасывал праздничную облегченного типа свитку, которая называлась «чумарка» или «чинарка» из шерстяной ткани или тонкого фабричного сукна (у богатых семей). Передние полы и воротник свитки украшали блестящими металлическими пуговицами и вышивали разноцветными шелковыми нитками.
Юг Украины (конец XIX - начало XX вв.)
Свадебный наряд молодоженов бывшего Херсонского уезда Херсонской губернии (теперь Белозерский район Херсонской области).
Комплекс свадебных нарядов на юге Украины в конце XIX - начале XX века в значительной мере также состоял из элементов, сшитых из покупных тканей. И только рубашки молодых, свадебные рушники, юбка «плахта» и фартук - «запаска» невесты готовились ею собственноручно к свадьбе.
Своеобразие наряда невесты составляет рубашка с кокеткой, пышно расшитая растительным орнаментом, и высокий свадебный венок - «венец».
Отличием костюма жениха является свадебный рушник, завязанный на руке, и свадебные ленты на груди и у воротника рубашки, поверх которой юноша надевал жилет и черную поддевку. Широкие штаны опоясывались тканым красным поясом и заправлялись в сапоги с высокими голенищами. На голове жениха была купленная фуражка, которая в конце XIX века вошла в моду в южных и восточных областях Украины.
При реконструкции костюмов Тамара Владимировна Космина использовала собственные этнографические исследования, материалы монографии Я.И.Кожелянко, рисунки и тексты Д.П.Деляфлиза, хранящиеся в рукописном отделе Центральной научной библиотеки Украины, коллекция Ф. Вовка, хранящаяся в фондах Государственного музея этнографии народов СССР в Ленинграде, фондовые собрания музея народного искусства Гуцульщины в городе Коломыя, Черновицкого музея народной архитектуры и быта, Полтавского исторического музея, Миргородского краеведческого музея им. А.Г.Сластиона, Музея антропологии и этнографии Академии наук (г. Ленинград) и Государственного музея этнографии народов СССР (г. Ленинград).
P.S. Сопроводительный текст к открыткам переведен с украинского на русский язык мной.