image

23:53
ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ /часть 2/

LIETUVOS TAPYBA (ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ) Часть II

В начале XIX в. классицизм постепенно уступает своё место романтизму. В переходной период наиболее яркими сторонниками живописи классицизма были ученики П. Смуглявичюса - Ю. Олешкявичюс и Й. Дамелис. Однако, если Ю. Олешкявичюс остался верен школе классицизма ,


Юозас Олешкявичюс Антиох и Стратоника 1810 г.

особенно после занятий у Ж.-Л. Давида в Париже, то Й. Дамелис в своих портретах приблизился к реалистическому методу изображения. Принадлежащая ему "Штудия головы молодого мужчины" восхищает своей непосредственностью и настроением.


Йонас Кристопорас Дамелис . Студия головы молодого мужчины.

После кончины П. Смуглявичюса кафедру живописи на протяжении 25 лет возглавлял профессор Йонас Рустемас, бывший ученик Ж.П. Норблена. С приходом Й. Рустемаса к руководству кафедрой начинается новый этап в литовской живописи. Гуманист, человек широких демократических взглядов в жизни и творчестве, он прививал эти качества и своим воспитанникам, а для кафедры живописи разработал новую учебную программу. Желая привлечь внимание общественности к изобразительному искусству, к достижениям своих учеников, Й. Рустемас в 1820 г. устроил выставку воспитанников Вильнюсской школы изящных искусств. Он доказывал, что человеческая ценность не в сословии, не во внешней красоте, а в духовном мире. Эти воззрения воплощены и в его портретном творчестве, опирающемся на лучшие традиции мирового искусства. Написанные Й. Рустемасом портреты деятелей культуры, профессоров университета представляют собой замечательные произведения искусства, пронизанные любовью к человеку.


Йонас Рустемас Автопортрет в феске

Йонас Рустемас Портрет профессора Вильнюсского университета Алоиза Людвико Капеля


Йонас Рустемас Автопортрет с палитрой

Творчество Й, Рустемаса, его педагогическая и общественная деятельность оставили заметный след в истории литовской культуры. Почти все его ученики были людьми демократических взглядов, прогрессивными общественными деятелями. Их активность стимулировалась усилением романтизма, который обозначился в Вильнюсском университете. В ту пору там учился поэт Адам Мицкевич. Многие художники были его друзьями, знакомыми. Поэтому если творчества Й. Рустемаса романтизм коснулся слегка, подобно первым лучам солнца, то в работах его учеников он ярко запылал. Романтизм одушевлял не только их творчество, но и общественную деятельность, будил пылкую любовь к родному краю.

Адам Мицкевич
ДРУЗЬЯМ


***
Бьет раз, два, три... удар за ударом.
Уж полночь. Все глухо во мраке,
Лишь ветер шумит по развалинам старым
Да воют уныло собаки.
Почти до конца догоревший огарок
Мерцает в подсвечнике медном,
На миг огонек раздувается, ярок,
И меркнет миганием бледным.
Мне страшно! И ночь не приносит покоя
И ласки, как было когда-то:
В мечтах вспоминается время другое!
Прочь!.. сгинуло все без возврата.
Забвенья ищу я, уткнувшись в страницы,
Иль, книгу отбросив, мечтаю -
И вижу любимые, милые лица;
Очнусь вдруг и снова читаю.
А то вдруг почудится мне на мгновенье -
Любимая входит иль братья;
Вскочу и стою перед собственной тенью,
Ко мне протянувшей объятья.
Нет, лучше, пока еще светится пламя,
Стихами, запевшими звонче,
Беседовать буду с моими друзьями, -
Начну, но, наверно, не кончу.
Быть может, согрею весенним порывом
Стих зимний, полночный, унылый;
Хочу написать что-нибудь о любви вам,
Об ужасах и о Марыле.
Кто кистью прославить решил свое имя -
Пусть пишет с Марыли портреты,
Пусть имя Марыли стихами своими
Навек обессмертят поэты.
Хотя сознаю я все это прекрасно,
Но я ведь пишу не для славы;
О том расскажу вам, что в вечер ненастный
Марыле читал для забавы.
Марыля любовь отмеряла так скупо,
Была равнодушна ко вздохам;
Ни разу не скажут "люблю" ее губы
На сто раз ей сказанных "охам".
За это вот в Руте, как полночь звонили
И тени бродили по саду,
Не раз перед сном на прощанье Марыле
Читал я вот эту балладу.

Перевод - М. А. Зенкевича.

Художники всё пристальней начинают интересоваться историей Литвы, бытом простого люда, пейзажем своей страны. Это можно заключить по картинам В. Дмахаускаса


ВИНЦАС ДМАХАУСКАС Крестоносцы нападают на замок Пунии 1837 г.


ВИНЦАС ДМАХАУСКАС Пожар в лесу 1850 г.

К. Русяцкаса

КАНУТАС РУСЯЦКАС "Жниха" 1844


КАНУТАС РУСЯЦКАС Литовочка с вербами 1847

Особенного расцвета достиг портретный жанр. В этой сфере работали такие известные живописцы, как В. Ванкавичюс,


ВАЛЕНТИНАС ВАНКАВИЧЮС Мужчина в жёлтой жилетке 1836

К. Русяцкас


КАНУТАС РУСЯЦКАС Смеющийся итальянец 1823

П. Йотейка


ПОЛИКАРПАС ЙОТЕЙКА Портрет секретаря администрации Вильнюсского университета Винцаса Гецольда

К. Рипинскис


КАРОЛИС РИПИНСКИС Портрет Игнатаса Монкявичюса

А. Шемешис


АДОМАС ШЕМЕШИС Портрет поэта Людвика Кондратавичюса

В их портретах наряду с настроениями романтизма проявлялись и сильные элементы реализма. Занятые поисками новых тем, художники старались находить и новые средства выразительности. Большое внимание уделяли они композиции, цветовой структуре, гармонии красок, освещению и мазку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ перевод с литовского Владимир Зайченко
из Живопись Литвы - Пранас Гудинас LIETUVOS TAPYBA Pranas Gudynas Изд. VAGA Вильнюс 1976г.

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 789 | Добавил: КОТктейль | Теги: живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar