ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ (LIETUVOS TAPYBA)
Часть - XII (заключительная)
Протекающая интеграция жанров обогатила новыми явлениями другие жанры, помогла глубже выражать содержание художественного произведения. Более интенсивным становится колорит: он начинает играть большую роль, усиливая эмоциональную выразительность картины. Наблюдаются более глубокие толкования в обобщении тем. Точнее используется условная композиция, метафора, традиция народного творчества. Об этом красноречиво свидетельствуют многие тематические картины : "Под мирными небесами" А. Савицкаса , "Отдых" , "Выстрелы из леса" С. Джяукштаса, "Отдых" , "Подпольщики" , "Сталь" С. Вейверите", "Демонстрация безработных" , "На балконе" В. Гячаса, "В дальнем селе 1917-ый" , "Май", "В Древерне", С. Юсёниса, "Подпольщики", «Возвращение партизан&
... Читать дальше »
Подобный процесс протекал не только в портретах, но и в жанре пейзажа. Художники стремились уловить и передать те новые перемены, которые происходили в социалистической жизни : явления урбанизации, индустриализации и коллективизации в республике. И не только уловить, но и высказать по иному, поскольку новое содержание трудно было выразить традицирнными устаревшими средствами. Поэтому новый пейзаж - это не только повторение природы, не перенесение её приукрашенных мотивов на холст и не лирический разговор человека с экзотическим природным мотивом, а диалог человека с преображенной творческим мышлением природой. В развитии пейзажа стали наблюдаться крупные поиски, выявились различия между традиционным пейзажем, сильнейшим представителем которого был А. Жмуйдзинавичюс, и художниками новейшей пейзажной школы: "В полдень" А. Гудайтиса, "Мост", "Железобетонн
... Читать дальше »
Более заметные сдвиги в живописи Советской Литвы произошли в 50-е годы. Это закономерный результат творческого развития. В художественную жизнь включилось молодое поколение живописцев, воспитанное уже в советской высшей школе. Оно глубоко осознало проблемы и задачи искусства, правильно оценило место традиционных форм художественной выразительности в новой социалистической живописи. В ряды живописцев вступили А. Савицкас, Л. Катинас, Б. Яцявичюте, П. Стаускас, Й. Чепонис, С. Грачев, Й. Мацконис, С. Вейверите, В. Каратаюс, Л. Сургайлис, С. Юсёнис, Й. Шважас, А. Стасюлявичюс, В. Гячас и др.
ЙОНАС ЧЕПОНИС «Вильнюсское барокко» 1967
Важное значение в развитии живописи имело усиливающееся взаимодействие искусства Советской Литвы с художественной жизнь
... Читать дальше »
Новую страницу в истории литовской живописи вписал 1940-й год. С восстановлением в Литве Советской власти активизировалась вся культурная и творческая жизнь республики. В 1940 г. Каунасское художественное училище было реорганизовано в две высшие художественные школы - в Вильнюсе и Каунасе. Это ускорило рост новых живописцев.
В многонациональной семье советских народов у литовских художников появилась возможность не только воспользоваться музейными сокровищами Советского Союза, но и общаться с деятелями искусства всех республик.
Союз художников Литовской ССР принялся за организацию творческой деятельности и материальной базы. Изменилось соотношение искусства с общественной жизнью, новые задачи встали и перед живописцами. Однако вторая мировая война, гитлеровская оккупация Советской Литвы нарушили этот творческий подъем во всех областях культурной жизни республики.
После освобождения Советск
... Читать дальше »
ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ (LIETUVOS TAPYBA)
Короткая часть - VIII
В 1935 г. был основан союз xудожников Литвы. Он сплотил творческие силы, взялся за устройство выставок, стимулируя тем самым развитие живописи. Однако это не была сильная и однородная организация, она была не в состоянии разрешить все, особенно идеологические и эстетические разногласия художников. Тридцатые годы в Литве были чрезвычайно сложным периодом, полным противоречий во всех областях жизни. В это время усиливались голоса в защиту демократии, против социальной несправедливости. Это отразилось и на искусстве. Возрастали идейные и художественные различия между некоторыми художниками старшего поколения академического направления и молодыми, прогрессивно настроенными. Одни шли проторенным путем, другие призывали искать новых средств художественной выразительности. Прогрессивная общественность и художественные критики требовали в искусстве не только новых форм, но
... Читать дальше »
Таким образом можно заключить, что поколение живописцев 20-х годов ХХ в. в Литве было крайне разнообразно как по своему мироощущению, так и по художественным задачам. Его можно назвать горнилом, в котором из множества творческих индивидуальностей сплавлялась литовская национальная школа живописи. Направление такой школе было теоретически задано ранее упомянутым основателем Каунасского художественного училища, одним из выдающихся живописцев и искусствоведов своей поры Ю. Веножинскисом.
Творческое мировоззрение ю. Веножинскиса формировалось в Краковской Академии художеств под воздействием живописи постимпрессионизма. Основное внимание он обращал на природу Литвы, её людей и писал преимущественно пейзажи и портреты. Художник избегал детализации, искал композиционной и цветовой целостности, гармонии, музыкального ритма цветовых сочетаний, а главным образом - настроения
... Читать дальше »
После первой мировой войны литовская художественная жизнь снова активизировалась. В 1918 г. в Литве была провозглашена Советская власть. Культура и искусство получили всемерную поддержку, стала проявляться забота о накоплении и охране художественных ценностей, начали создаваться музеи. Однако за столь короткий отрезок времени было только выложено начало претворению в жизнь задач, выдвинутых Советской властью.
Буржуазия, захватившая в Литве власть в 1919 г., к искусству относилась равнодушно. Передовые демократические силы, на стороне которых была и преобладающая часть интеллигенции, требовали и в дальнейшем содействовать развитию культурной жизни в Литве. К сожалению, культуре уделялось недостаточно внимания и средств - ровным счётом столько, сколько было необходимо для поддержания элементарного престижа в глазах заграницы. Кроме того с захватом Вильнюса польскими на
... Читать дальше »