image

23:55
ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ /часть3/

LIETUVOS TAPYBA (ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ)

Часть III


Жажда знаний не одного воспитанника Вильнюсской школы изящных искусств привела в другие высшие учебные заведения искусства: В. Ванкявичюс и В. Смакаускас с золотыми медалями закончили Петербургскую Академию художеств. К. Русяцкас учился в Париже и Италии. Эти контакты помогли литовским художникам установить связи с другими художественными заведениями, приобрести новые знания и в то же время выйти из круга узких местных проблем и сблизиться с художественной жизнью соседних стран.
Активная деятельность Вильнюсского университета, её демократическая направленность, передовые позиции преподавателей и воспитанников вызывали подозрение и недоверие у самодержавия. Тем более, что многие преподаватели и воспитанники университета так или иначе приняли участие в восстании 1831 г. Поэтому после подавления восстания, в 1832 г. был закрыт Вильнюсский университет, а заодно и действующие при нём кафедры искусства. Не стало в Вильнюсе школы изящных искусств, замерли и растущие силы живописцев, а некоторые художники, принимавшие участие в восстании ( В. Дмахаускас, В. Неверавичюс), были вынуждены эмигрировать. Правда эти живописцы и там продолжали творить.В. Неверавичюс закончил Академию художеств в Вене и прославился своей картиной "Мария Магдалена".


ВЛАДИСЛОВАС НЕВЕРАВИЧЮС Мария Магдалена около 1835 г.

Оставшиеся в Литве художники отправились на учёбу в Петербургскую Академию художеств, с которой еще раньше были близки воспитанники Вильнюсской школы изящных искусств. Для творчества многих художников того времени характерен реалистический язык, выразительный рисунок, четкая композиция. Это - "Автопортрет" Б. Русяцкаса, ""Симонас Даукантас" П. Зенкявичюса. "По полю ржаному" Ю. Балзукявичюса, "Слепой нищий с мальчиком" Т. Горецкиса, "Портрет матери художника" К. Рафалавичюса, "Вильнюс с горы Таурас" , "Нерис у Вингиса" Ю Маршевскиса и др. Т. Горецкису, К. Рафалавичюсу и А. Жаметасу-Жемайтису Петербургская Академия художеств присвоила звание академиков.


БОЛЕСЛОВАС РУСЯЦКАС "Автопортрет" 1852


ЙОНАС ЗЕНКЯВИЧЮС "Симонас Даукантас" 1850г.

В настоящее время с картины художника Й. Зенкявичюса портрет Симонаса Донелайтиса используется на банкноте номиналом в 100 литов. (Об этом ли мечтал художник?)


ЮОЗАС БАЛЗУКЯВИЧЮС "По полю ржаному" 1895 г.


ТАДАС ГОРЕЦКИС "Слепой нищий с мальчиком" 1843 г.


ТАДАС РАФАЛАВИЧЮС "Портрет матери художника" 1859 г.


ЮОЗАС МАРШЕВСКИС "Вильнюс с горы Таурас" 1872 г.


ЮОЗАС МАРШЕВСКИС "Нерис у парка "Вингис" " 1872 г.

Важную роль в указанный период играло Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во второй половине XIX в. в нем главенствовали эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского и Н. А. Доюролюбова, реалистические демократические тенденции: внимание к простому человеку, его быту, народной жизни. Типичными представителями этого училища как по своему творчеству, так и по характеру общественной деятельности были В. Слендзинскис и Н. Э. Андриолли.

(360x480, 54Kb)
ВИНЦАС СЛЕНДЗИНСКИС "Старушка продевающая нить в иглу" 1855


МИКОЛАС ЭЛЬВИРАС АНДРИОЛЛИ "Итальянский пейзаж"

Другая часть молодых художников отправлялась на учебу в художественные училища Западной Европы. Братья Альфред и Эдуард Ремеры учились в Мюнхене, Париже, Дрездене. Они представляли западно-европейский реализм XIX в. О творчестве первого дает представление "Штудия рук девушки", второго - портрет поэта Антанаса Страздаса. Влиянием западно-европейского реализма отмечена работа П. Юрьявичюса "Вильнюс, улица Даукши". Зато в "Старой мельнице" К. Алхимавичюса и картине Р. Алекны-Швойницкиса "Повстанческий патруль на опушке" звучит романтическая нота.


АЛЬФРЕД РЕМЕР "Штудия рук девушки"



ЭДУАРД-МАТАС РЕМЕР "Поэт Антанас Страздас"



ПРАНАС ЮРЬЯВИЧЮС "Вильнюс, улица Даукши" 1896г.



КАЗИМЕРАС АЛХИМАВИЧЮС "Старая мельница" 1901



РОМАН АЛЕКНА-ШВОЙНИЦКИС "Повстанческий патруль на опушке"

Таким образом, литовская живопись середины-второй половины XIX в. в своём художественно-стилистическом развитии не была однородна. Литва испытывала влияние художественных школ Петербурга и Москвы, новых художественных тенденций Западной Европы. Однако по своей тематике она тесно связана с жизнью своей родины, её людьми и природой. Она формировалась под воздействием восстаний 1831 и 1863 гг.
В этих восстаниях активно участвовали многие художники, что сообщило их творчеству чувство гражданственности. Живопись этого периода ценна как своим содержанием, так и художественной формой.
После подавления восстания в 1863 г. в стране оказалась скованная какая бы то ни была культурная работа. Художники подались искать счастья в чужие края, многие эмигрировали. Художественная жизнь в Литве замерла. Её оживило лишь действовавшее в 1866-1915 гг. Вильнюсское училище рисования, основателем которого и долголетним руководителем был русский живописец Иван Трутнев. В этом училище занимались такие впоследствии известные литовские художники, как Т. Дагирдас, В. Диджёкас, Р. Яхимавичюс, В. Кайрюештис, Ю. Зикарас и другие. Сам Иван Трутнев на многих своих полотнах изображал литовскую природу, народный быт, исторические события Литвы.


ИВАН ТРУТНЕВ "Сцена революции 1905 г. в Вильнюсе"

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ перевод с литовского КОТктейль - из "Живопись Литвы" - Пранас Гудинас LIETUVOS TAPYBA Pranas Gudynas Изд. VAGA Вильнюс 1976г.

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 907 | Добавил: КОТктейль | Теги: живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar