image

00:01
ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ /часть5/

LIETUVOS TAPYBA (ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ)

Часть V


После первой мировой войны литовская художественная жизнь снова активизировалась. В 1918 г. в Литве была провозглашена Советская власть. Культура и искусство получили всемерную поддержку, стала проявляться забота о накоплении и охране художественных ценностей, начали создаваться музеи. Однако за столь короткий отрезок времени было только выложено начало претворению в жизнь задач, выдвинутых Советской властью.
Буржуазия, захватившая в Литве власть в 1919 г., к искусству относилась равнодушно. Передовые демократические силы, на стороне которых была и преобладающая часть интеллигенции, требовали и в дальнейшем содействовать развитию культурной жизни в Литве. К сожалению, культуре уделялось недостаточно внимания и средств - ровным счётом столько, сколько было необходимо для поддержания элементарного престижа в глазах заграницы. Кроме того с захватом Вильнюса польскими националистами художественная жизнь из Вильнюса, где уже сложились прочные художественные традиции , переместилась в Каунас. Таким образом, Литва оставалась без какой бы то ни было художественной школы, слабо интересовалась изобразительным искусством и общественность той поры, а местная буржуазия стремилась отвлечь творческую интеллигенцию от насущных социальных проблем.
В 1920 г. была организована первая послевоенная обзорная художественная выставка. В том же году по инициативе каунасского живописца Ю. Веножинскиса открываются курсы рисования, а в 1922 г. они реорганизируются в Каунасскую художественную школу. Эта школа, подобно бывшей Вильнюсской школе изящных искусств, сыграла решающую роль в дальнейшем развитии литовской живописи. В ней наряду с другими были открыты две студии станковой живописи : одну долгие годы вёл П. Калпокас, другую - основатель школы и долголетний её директор Ю. Веножинскис. Школа взрастила целое поколение талантливых живописцев, часть которых по сей день играет видную роль в творческой и педагогической художественной жизни Литвы. В школе образовались сильнейшие живописцы Литвы той поры. Кроме уже названных Ю. Веножинскиса и П. Калпокаса здесь преподавали Й. Шилейка, А. Жмуйдзинавичюс, К. Склерюс, А. Варнас, Й. Мацкявичюс, М. Добужинский, А. Гальдикас и другие.
Правда, творчество литовских художников не было однородным ни в отношении содержания, ни в области формы. Тем не менее оно объединялось общими принципами реализма. П. Калпокас, Й. Шилейка, К. Склерюс, М. Добужинский, отчасти В. Диджёкас и З. Пятравичюс как бы создали ядро живописцев-реалистов одной группы: основное внимание в своём творчестве они уделяли человеку, его быту, природе родного края.
П Калпокас писал портреты, выделяя внутроенний характер человека, его душевное состояние и изыскивая соответствующие художественные формы для его выражения. Это наиболее ярко заметно по его автопортретам.


ПЯТРАС КАЛПОКАС "Автопортрет" 1921г.


ПЯТРАС КАЛПОКАС "Автопортрет" 1935-1939

Оба схожи по цвету и мазку, но до чего разно каждый из них обращается к зрителю, как разнятся средства выразительности! То же можно проследить и на пейзажах. Лишь настроение в них передано цветовыми сочетаниями, ритмом красок, композицией картины. Это уже анализ природы, который так любили литовские импрессионисты.


ПЯТРАС КАЛПОКАС "Осенью" 1921


ПЯТРАС КАЛПОКАС "Лестница в Триволи" 1927

Й. Шилейка, который не менее П. Калпокаса отдавал должное жанрам портрета и пейзажа, создает свои картины подобным же образом. Но он не аналитик, а конструктивный художник, ищущий более широких обобщений как в портрете, так и в пейзаже. Поэтому его картины покоряют нас художественной целостью, конструкцией.


ЙОНАС ШИЛЕЙКА Портрет композитора Й.Науялиса 1924г.


ЙОНАС ШИЛЕЙКА Портрет режиссера Б. Даугуветиса 1927


ЙОНАС ШИЛЕЙКА "Житель Пагириса" 1926

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ перевод Владимира Зайченко, из Живопись Литвы - Пранас Гудинас LIETUVOS TAPYBA Pranas Gudynas Изд. VAGA Вильнюс 1976г.

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 652 | Добавил: КОТктейль | Теги: живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar