image

00:15
ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ /часть 10/

ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ (LIETUVOS TAPYBA)
Часть (X)


Более заметные сдвиги в живописи Советской Литвы произошли в 50-е годы. Это закономерный результат творческого развития. В художественную жизнь включилось молодое поколение живописцев, воспитанное уже в советской высшей школе. Оно глубоко осознало проблемы и задачи искусства, правильно оценило место традиционных форм художественной выразительности в новой социалистической живописи. В ряды живописцев вступили А. Савицкас, Л. Катинас, Б. Яцявичюте, П. Стаускас, Й. Чепонис, С. Грачев, Й. Мацконис, С. Вейверите, В. Каратаюс, Л. Сургайлис, С. Юсёнис, Й. Шважас, А. Стасюлявичюс, В. Гячас и др.


ЙОНАС ЧЕПОНИС «Вильнюсское барокко» 1967


Важное значение в развитии живописи имело усиливающееся взаимодействие искусства Советской Литвы с художественной жизнью других советских республик и зарубежных стран. Оно активизировало развитие живописи, расширяло тематику, выдвигало новые творческие проблемы. Наряду с тематикой местного значения всё глубже и шире зазвучали темы дружбы народов, мира и др.
Наблюдаются изменения и в области художественнй формы: живопись всё больше отходит от импрессионистического метода, идёт по пути углубленного обобщения, обращается к более эмоциональным средствам выразительности, не избегая при этом деформации рисунка, отдавая должное экспрессии, декоративным цветовым сочетаниям.
Эти сдвиги в живописи особенно дают о себе знать в творчестве А. Савицкаса. Таковы его философски насыщенные и глубоко прочувствованные работы, как "В сожженном фашистами селе" , триптих "Ленин в Вильнюсе - Октябрь в Литве" и другие, оказавшие влияние и на всю литовскую живопись указанной поры.


АУГУСТИНАС САВИЦКАС «В сожженном фашистами селе» 1965г.


Переворот в развитии бытового, а также историко-революционного жанров в живописи совершил В. Гячас своими работами "На колхозном рынке", "На балконе", "Авария", "Их забыть нельзя". Достойно и самобытно фигуративное полотно данного периода обогатили "Лошади" Л. Сургайлиса, "На праздник" Б. Яцявичюте,

"Урожай" А. Грицюнайте и др.

ВИНЦАС ГЯЧАС «На колхозном рынке» 1959г.


ВИНЦАС ГЯЧАС «На балконе» 1966


ВИНЦАС ГЯЧАС «Авария» 1964



БРОНЕ ЯЦЯВИЧЮТЕ «На праздник» 1965


АЛДОНА ГРИЦЮНАЙТЕ «Урожай» 1962 г.

Более прочные и четкие художественные задачи стали выдвигаться художниками и перед портретом. Многие живописцы отказались от внешнего сходства, мелкой детализации, а стали всё больше усугубляться в сущность характера человека, его психологию, состояние, обращаясь к более действенным художественным средствам, композиции, упрощенному, но выразительному рисунку, добиваясь целостности и настроения картины. Из портретов этого периода следует выделить такие работы как "Рута отдыхает" А. Гудайтиса, "Рабочий" Й. Шважаса, "Печник" Б. Уогинтаса, "Писательница Лаздину Пеледа (Сова Лаздинай)" П. Стаускаса, "Скульптор В. Жуклис" В. Повилайтиса, "Режиссер Ю. Мильтинис" Л. Казокаса, "Поэтесса В. Пальчинскайте" М. Цвиркене, "Балерина Г. Сабаляускайте" И. Жебенкене.


АНТАНАС ГУДАЙТИС «Рута отдыхает» 1962


БРОНЮС УОГИНТАС «Печник» 1962 г.


ПЯТРАС СТАУСКАС «Писательница Лаздину Пеледа (Сова Лаздинай)» 1957


ЛЕОНАРДАС КАЗОКАС «Режиссёр Ю. Мильтинис» 1958 г.



ИРЕНА ТРЕЧЁКАЙТЕ-ЖЕБЕНКЕНЕ «Балерина Г. Сабаляускайте» 1959 г.
Правда перечисленные авторы различным образом интерпретируют портрет и пользуются разными средствами выразительности, но их объединяет общая цель - создать психологический образ советского человека, не сковывая себя традициями и устоявшимися портретными канонами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ перевод с литовского Владимира Зайченко
из Живопись Литвы - Пранас Гудинас LIETUVOS TAPYBA Pranas Gudynas Изд. VAGA Вильнюс 1976г.

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 922 | Добавил: КОТктейль | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar