image

00:08
ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ /часть 7/

LIETUVOS TAPYBA (ЖИВОПИСЬ ЛИТВЫ)

Часть VII


Таким образом можно заключить, что поколение живописцев 20-х годов ХХ в. в Литве было крайне разнообразно как по своему мироощущению, так и по художественным задачам. Его можно назвать горнилом, в котором из множества творческих индивидуальностей сплавлялась литовская национальная школа живописи. Направление такой школе было теоретически задано ранее упомянутым основателем Каунасского художественного училища, одним из выдающихся живописцев и искусствоведов своей поры Ю. Веножинскисом.
Творческое мировоззрение ю. Веножинскиса формировалось в Краковской Академии художеств под воздействием живописи постимпрессионизма. Основное внимание он обращал на природу Литвы, её людей и писал преимущественно пейзажи и портреты. Художник избегал детализации, искал композиционной и цветовой целостности, гармонии, музыкального ритма цветовых сочетаний, а главным образом - настроения. Это живописец лирического плана с тонким романтическим подтекстом .


ЮСТИНАС ВЕНОЖИНСКИС "Родная усадьба " 1927


ЮСТИНАС ВЕНОЖИНСКИС "Дождливый день" 1928

(496x387, 47Kb)
ЮСТИНАС ВЕНОЖИНСКИС "Набережная островов озера" 1928


ЮСТИНАС ВЕНОЖИНСКИС "историк искусства" П. Галауне 1928


ЮСТИНАС ВЕНОЖИНСКИС "Автопортрет" 1936

Гораздо более темпераментным в своём творчестве и педагогической деятельности был А. Гальдикас. Он работал в основном в жанре пейзажа, добивался ярких средств выразительности, острых цветовых контрастов, экспрессивного мазка и выразительной фактуры.


АДОМАС ГАЛЬДИКАС "Церквушка в Шалтраминай" 1927


АДОМАС ГАЛЬДИКАС "Мостик в Паесяй"


АДОМАС ГАЛЬДИКАС "Аллея в парке" 1930 г.


АДОМАС ГАЛЬДИКАС "Пейзаж"

А. Гальдикас пережил ряд творческих периодов, однако в 20-е годы, как и Ю. Веножинскис, боролся против салонного, натуралистического искусства. А. Гальдикаса можно полагать представителем романтического экспрессионизма.
Борьба против укоренившегося в литовском искусстве академизма, обывательщины особенно усиливалась в 30-е годы, когда в художественную жизнь влились молодые живописцы первых выпусков Каунасского художественного училища. Но плеяда молодых также не была на одно лицо - многие из них совершенствовались в высших школах Западной Европы и принесли с собой их влияние. Молодые художники только активизировали борьбу некоторых старших живописцев за дальнейшее развитие литовской живописи, её национально-демократический характер, более эффективные художественные формы.
Молодые объединялись в общества и группы. В 1930 г. образовалось Общество независимых художников (А. Самуолис, А. Валяшка, В. Визгирда, Й. Вайтис и др.). Однако, не имея чётко сформулированной программы, оно в скором времени распалось. В 1932 г. молодые художники объединились в группу "Арс" (А. Гудайтис, Т. Кулакаускас, Ю. Микенас, А. Самуолис, Й. Стяпонавичюс, В. Визгирда). "Арсовцы" при поддержке некоторых художников старшего поколения осудили царивший в литовской живописи дух академизма и обывательщины, отрыв искусства от традиций народного творчества. Несмотря на свою довольно анархистскую программу, группа "Арс" сумела оказать положительное влияние на последующее развитие литовской живописи. Возникли поиски новой композиции и колорита, было создано немало значительных картин, глубоких по своей обобщающей мысли. Это видно по работам А. Гудайтиса ,



АНТАНАС ГУДАЙТИС "Портрет женщины" 1932



АНТАНАС ГУДАЙТИС "Рыболовные катера" 1937


АНТАНАС ГУДАЙТИС "Вдова" 1939


АНТАНАС ГУДАЙТИС "Усадьба у озера" 1939


АНТАНАС ГУДАЙТИС "Старый мастер" 1939

А. Самуолиса,


АНТАНАС САМУОЛИС "Желтая женщина" 1934 г.


АНТАНАС САМУОЛИС "Усадьба у леса" 1936


АНТАНАС САМУОЛИС "Автопортрет" 1936


АНТАНАС САМУОЛИС "Белая яблоня" 1931-1932

В. Визгирды ,


ВИКТОРАС ВИЗГИРДА "Сенокос в Вишаке Руде"


ВИКТОРАС ВИЗГИРДА "Деревенская улочка с коплит-столбом" 1939


ВИКТОРАС ВИЗГИРДА " "Селение на фоне деревьев" 1930


ВИКТОРАС ВИЗГИРДА "Дорога через деревню" 1937

А. Валяшки .


АДОЛЬФАС ВАЛЯШКА "Натюрморт на фоне пейзажа" 1938

По характеру и принципам творчеству "арсовцам" были близки С. Ушинскас и В. Кайрюкштис. С. Ушинскас (ученик Ф. Леже) применял конструктивную композицию, прочный рисунок и скульптурную форму.
Изображение
СТАСИС УШИНСКАС "Крестьяне Пакруоиса" 1937
В. Кайрюкштис вырабатывал собственный стиль, обращался к различным направлениям современного искусства, создавая полотна тонкого пастельного колорита со своеобразным музыкальным ритмом.


ВИТАУТАС КАЙРЮКШТИС "На Палангском пляже" 1939


ВИТАУТАС КАЙРЮКШТИС "На пляже" 1938


ВИТАУТАС КАЙРЮКШТИС "Натюрморт с желтой вазой" 1921

В развитии литовской живописи этой поры ни В. Эйдукявичюс, ни П. Пузинас сначала не принимали участие. В Каунасском художественном училище они не обучались. Первый вырос и сформировался в музеях и картинных галереях Западной Европы, под воздействием разнообразных течений и школ в искусстве. Однако будучи чрезвычайно талантливым художником яркой индивидуальности, он сумел найти чувства и настроения, которые мы находим как в пейзажах, так и в портретах .


ВЛАДАС ЕЙДУКЯВИЧЮС "Портниха" 1932


ВЛАДАС ЕЙДУКЯВИЧЮС "Вид Каунаса с Жалякальниса (Зеленой горы)" 1933



ВЛАДАС ЕЙДУКЯВИЧЮС "Букет цветов в кувшине" 1934


ВЛАДАС ЕЙДУКЯВИЧЮС "Автопортрет с кистями" 1935


ВЛАДАС ЕЙДУКЯВИЧЮС "Отец с дочерью" 1938

Возвратившись в 1932 г. в Литву, он естественно влился в художественную жизнь страны. Подобная судьба связывает и творчество П. Пузинаса


ПОВИЛАС ПУЗИНАС "Осеннее настроение" 1939

сканирование0034 (663x517, 101 Kb)
ПОВИЛАС ПУЗИНАС "Косьба ржи"



ПОВИЛАС ПУЗИНАС Натюрморт "Цветы" 1939



К отмеченному кругу живописцев как по характеру живописи, так по художественным задачам близки завершившие Каунасское художественное училище в конце 30-х годов М. Рачкаускайте-Цвиркене и А. Пятрулис.


МАРИЯ РАЧКАУСКАЙТЕ-ЦВИРКЕНЕ "Каунас" 1939


АЛЬГИРДАС ПЯТРУЛИС "Акт" 1939

Перевёл с литовского -  КОТктейль

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ перевод из Живопись Литвы - Пранас Гудинас LIETUVOS TAPYBA Pranas Gudynas Изд. VAGA Вильнюс 1976г.

Категория: Живопись, скульптура, прикладное искусство | Просмотров: 956 | Добавил: КОТктейль | Теги: живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar