Таким образом можно заключить, что поколение живописцев 20-х годов ХХ в. в Литве было крайне разнообразно как по своему мироощущению, так и по художественным задачам. Его можно назвать горнилом, в котором из множества творческих индивидуальностей сплавлялась литовская национальная школа живописи. Направление такой школе было теоретически задано ранее упомянутым основателем Каунасского художественного училища, одним из выдающихся живописцев и искусствоведов своей поры Ю. Веножинскисом.
Творческое мировоззрение ю. Веножинскиса формировалось в Краковской Академии художеств под воздействием живописи постимпрессионизма. Основное внимание он обращал на природу Литвы, её людей и писал преимущественно пейзажи и портреты. Художник избегал детализации, искал композиционной и цветовой целостности, гармонии, музыкального ритма цветовых сочетаний, а главным образом - настроения
... Читать дальше »
После первой мировой войны литовская художественная жизнь снова активизировалась. В 1918 г. в Литве была провозглашена Советская власть. Культура и искусство получили всемерную поддержку, стала проявляться забота о накоплении и охране художественных ценностей, начали создаваться музеи. Однако за столь короткий отрезок времени было только выложено начало претворению в жизнь задач, выдвинутых Советской властью.
Буржуазия, захватившая в Литве власть в 1919 г., к искусству относилась равнодушно. Передовые демократические силы, на стороне которых была и преобладающая часть интеллигенции, требовали и в дальнейшем содействовать развитию культурной жизни в Литве. К сожалению, культуре уделялось недостаточно внимания и средств - ровным счётом столько, сколько было необходимо для поддержания элементарного престижа в глазах заграницы. Кроме того с захватом Вильнюса польскими на
... Читать дальше »
С литовской живописью конца XIX - начала XX века связаны творчество и педагогическая деятельность польского живописца и педагога Фердинанда Рущица. Ф Рущиц родился и вырос недалеко от Ошмян (Akmene). Всю жизнь он непосредственно общался с литовскими художниками, поэтому хорошо знал процесс становления и дух литовского изобразительного искусства. ( У него в 1904 г. в Варшавской школе изящных искусств учился М.К. Чюрлёнис, позднее они стали близкими друзьями.)
Продолжая традиции своего учителя-пейзажиста А.Куинджи, Ф. Рушиц творил в стиле романтического символизма, который совпал с поздним романтизмом литовской живописи конца XIX - начала XX в. Это отчетливо видно на таких картинах Ф. Рушица, как "Изгнанники", "Пустота". Наряду с большой живописной силой, динамическим мазком в творчестве Ф. Рушица ценна и живая, оптимистическая, всепобеждающая тема
... Читать дальше »
Жажда знаний не одного воспитанника Вильнюсской школы изящных искусств привела в другие высшие учебные заведения искусства: В. Ванкявичюс и В. Смакаускас с золотыми медалями закончили Петербургскую Академию художеств. К. Русяцкас учился в Париже и Италии. Эти контакты помогли литовским художникам установить связи с другими художественными заведениями, приобрести новые знания и в то же время выйти из круга узких местных проблем и сблизиться с художественной жизнью соседних стран.
Активная деятельность Вильнюсского университета, её демократическая направленность, передовые позиции преподавателей и воспитанников вызывали подозрение и недоверие у самодержавия. Тем более, что многие преподаватели и воспитанники университета так или иначе приняли участие в восстании 1831 г. Поэтому после подавления восстания, в 1832 г. был закрыт Вильнюсский университет, а заодно и дейст
... Читать дальше »
В начале XIX в. классицизм постепенно уступает своё место романтизму. В переходной период наиболее яркими сторонниками живописи классицизма были ученики П. Смуглявичюса - Ю. Олешкявичюс и Й. Дамелис. Однако, если Ю. Олешкявичюс остался верен школе классицизма ,
Юозас Олешкявичюс Антиох и Стратоника 1810 г.
особенно после занятий у Ж.-Л. Давида в Париже, то Й. Дамелис в своих портретах приблизился к реалистическому методу изображения. Принадлежащая ему "Штудия головы молодого мужчины" восхищает своей непосредственностью и настроением.
Обзор литовской живописи мы начинаем с XVI века, несмотря на то, что возникла она на несколько столетий раньше. Известно, что при дворе Великого князя литовского, во дворцах его вельмож уже в XIV в. проживали и работали живописцы местного происхождения и иностранцы. Однако к сожалению их произведения не сохранились, а старейшие из дошедших до нас образцов станковой живописи относятся лишь к XVI веку.
Ранняя феодальная живопись Литвы находилась под заметным влиянием византийского искусства. Это влияние создавалось на основе тесных связей в различных сферах жизни с ближайшим соседом - Русью. Поэтому в XIV-XV вв. в живописи Литвы преобладает византийско-русский стиль. В XVI-XVII вв. под воздействием искусства Ренессанса этот местный иконный стиль претерпевает сильные изменения - утрачивает характерную для иконописи той поры статичность. Появляется пространственность, пластичность, возник
... Читать дальше »
VILMANTAS MARCINKEVIČIUS
(Вильмантас Марцинкявичюс) родился в 1969 г. в Каунасе (Литва). В 1995 г. Вильмантас закончил Вильнюсскую Художественную Академию.
Вильмантас Марцинкявичюс - один из известных и запоминающихся неоэкспрессионистов Литвы.
Работы художника отличаются яркими и неожиданными красками, пластическими линиями, наивным и упрощенным видом. Хоть творчество автора и спонтанно, но каждая работа имеет основную тему.
Марцинкявичюс, пользуясь привилегией художника, пытается задать зрителю откровенные вопросы о истории народа, государства и личности, о личных победах и экономике, о потере культурных ценностей. Он приглашает зрителя взглянуть на мир сквозь индивидуальную призму.<
... Читать дальше »
В субботу ушел из жизни талантливый и продуктивный Клайпедский художник Арунас Мечюс Arūnas Mėčius.
Газета "Утро Литвы" пишет, что в портовом городе родившийся художник на свой день рождения 4 года подряд приглашал своих друзей и знакомых на новую персональную выставку. В этом году Арунас выставки почему-то не организовал.
Арунас Мечюс родился в 1965 году в Клайпеде. Закончил в 1991–1995гг Вильнюсскую Академию художеств, факультет изобразительных искусств и графики. С 2002 года является членом Союза Художников Литвы. На выставках принимал участие с 2000 года. До 2011г. организовал 14 персональных выставок живописи и графики, а также принимал активное участие во многих литовских и международных пр
... Читать дальше »
О.Шупляк родился 23.09.1967 г на Украине в с. Бище Тернопольской обл. Окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института .. работает в области станковой живописи и церковной росписи, а также реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма С 1990 г.Шупляк экспонировался на выставках в Киеве, Тернополе, Львове, Ивано-Франковске, Хмельницком и Луцке. Персональные выставки художника также прошли в английском городе Ноттингем.
Олег Шупляк талантливый украинский художник, педагог. Родился !967году в Тернополе. Его призванием всегда была живопись, хотя по образованию он архитектор, закончил Львовский политехнический институт
... Читать дальше »